Вестник Авиации и Космонавтики, январь-февраль 1998 года.


  Иркутская  трагедия  потрясла  страну.  Как  часто  бывает в таких случаях, она скоро
обросла  догадками,  предположениями  и  просто нелепыми слухами.  В этой публикации мы
постарались представить то, что было достоверно известно в третьей декаде января 1998г.

  Экипаж  командира  отряда  566  втап  ВТА  ВВС подполковника В.А.Федорова с летчиком-
инструктором  командиром  эскадрильи  подполковником   В.В.Ивановым  в  соответствии  с
распоряжением  Правительства  РФ  выполнял  задачу  по  перевозке  из России во Вьетнам
самолетов Су-27УБК с аэродрома Иркутск-2 на аэродром Фанранг (Вьетнам).                
  
  6  декабря  1997 г.  днем  в простых метеоусловиях выполнялся второй рейс по маршруту
Иркутск-2 - Кневничи (аэродром дозаправки) - Фанранг  с  целью  доставки двух самолетов
Су-27УБК с оборудованием.  На борту воздушного судна находилось  15  членов экипажа и 8
пассажиров.  Расчетная  взлетная  масса самолета составила 350,5 т. Подготовка, запуск,
прогрев   двигателей  на  малом  газе  и  проверка  оборудования  были  осуществлены  в
соответствии  с  требованиями руководства по летной эксплуатации (РЛЭ) самолета Ан-124.
Экипаж  выполнил  руление  по  ВПП  для  взлета с курсом 140 град. и осуществил прогрев
двигателей  в  течение четырех минут на исполнительном старте. На аэродроме Иркутск-2 в
момент  запуска,  руления  и  взлета отмечались штилевые условия (температура наружного
воздуха -22 градуса С, давление - 722 мм рт. ст.).                                     
 
  Взлет был выполнен в 14 ч 42 мин местного времени (9ч 42мин  по московскому времени),
Отрыв  самолета  произошел  в  расчетной точке на удалении 1900 м от начала разбега (за
600 м до конца ВПП).  Через  3 с после отрыва (46 с после начала разбега) на высоте 5 м
произошел останов 3-го двигателя.                                                      
  
  Через  6 с  на  высоте 22 м произошел останов 2-го двигателя (разовой команды "Срезка
топлива до 0,7 НОМ режима 2-й СУ" не было при этом за-регистрировано),  а  через 2 с на
высоте 29 м - 1-го двигателя.                                                          
  Пытаясь  удержать  самолет  в  воздухе,  экипаж  вывел его на критические углы атаки.
На 21-й с после отрыва самолет с высоты 66 м перешел на снижение и с левым креном около
30 град, на малой поступательной скорости столкнулся с жилыми постройками в районе дома
№ 45 по ул. Гражданской на удалении 1635 м  от торца  ВПП и с уклонением влево от курса
взлета на 250 м.                                                                       

  Жертвами  катастрофы  стали  46  местных  жителей, 34 человека получили травмы разной
степени тяжести и  13  из  них поступили в лечебные учреждения.  Экипаж в количестве 15
человек и 8 пассажиров,  сопровождавших  груз,  погибли.  В результате  падения самолет
полностью разрушился, возник пожар, нанесен значительный ущерб ближайшим жилым зданиям.

  По  команде  руководителя  полетов  были  начаты  спасательные  работы с привлечением
пожарных команд  Иркутска  и  Ангарска  с дальнейшим наращиванием усилий региональным и
центральным мобильными  спасательными отрядами МЧС,  силами областного и городского УВД
МВД, военкоматов и воинских частей ЗабВО. Спасательные  работы  продолжались  в течение
трек суток.                                                                            

  Для  расследования  обстоятельств  и причин катастрофы в соответствии с распоряжением
Правительства  РФ от 6 декабря 1997г. № 1729-р была создана государственная комиссия. В
ее состав вошли специалисты  Минобороны и  Минэкономики России.  В качестве экспертов в
исследованиях   принимают   участие   представители  конструкторских  бюро  и  заводов-
изготовителей России и Украины, а также научно-исследовательские организации Минобороны
и авиационной промышленности.                                                          

  По состоянию на 5 января 1998 г. комиссия пришла к выводам о несостоятельности версий
причин  авиационного  происшествия  из-за  обледенения  самолета  на  земле, превышения
взлетного веса и нарушения центровки, диверсии и столкновения самолета с препятствиями.

  В настоящее время изучаются причины вы-ключения на взлете трех  двигателей.  Основные
усилия  комиссии  направлены  на  исследование  топливной системы и электрооборудования
самолета,  конструктивных особенностей двигателя и соответствия действий членов экипажа
требова-ниям РЛЭ самолета Ан-124.                                                      

  Уже  проведен  анализ  проб  топлива из расходных емкостей аэродрома Иркутск и сделан
вывод о его кондиционности.  Проведены  наземные  эксперименты  на  самолете-аналоге по
возможности появления несанкционированного сигнала на клапан останова.  (Подтверждается
вероятность выдачи такого сигнала.)  На  стенде  в  ЗМКБ - по  влиянию  наличия  воды в
топливе на возможность помпажа двигателя.  Собраны  статистические  данные  и  проведен
анализ    по  отказам   двигателей  Д-1  ВТ  и  ВТА  ВВС  и  гражданских  авиакомпаний.
Проанализированы  материалы  второй  летно-технической  конференции  по  обмену  опытом
полетов на самолете Ан-124 и материалы испытаний самолета Ан-124 и двигателей Д-18Т.   

  На  момент  подписания  этого  материала  к  печати  все  еще  не  были  обнародованы
официальные выводы комиссии по расследованию причин катастрофы в Иркутске.             

Вернуться назад
Hosted by uCoz