24 августа 1981 года вблизи города   Завитинска,    Амурской  области, произошла авиационная
катастрофа. На  высоте  5200  метров столкнулись рейсовый лайнер Ан-24 и бомбардировщик Ту-16.
Жертвами  этой катастрофы  стали  43 человека - экипажи обоих самолетов и пассажиры.          
  17 часов местного времени. Пара бомбардировщиков Ту-16 поднялась с аэродрома     Завитинска.
Полк   дальней   авиации    выполняет    полеты    по   плану   проходящих  учений.   На борту
каждой  машины  -  экипажи  из  6  человек:  по  2  пилота,  штурмана   и   стрелка.  Рейсовый
лайнер    идет   по   маршруту Южно-Сахалинск  -  Советская Гавань  -  Комсомольск-на-Амуре  -
Благовещенск, имея  на борту  38   человек  -  экипажа   и  пассажиров.  К  моменту   трагедии
лайнер  находится  на  местной воздушной линии (МВЛ 1 категории) Чегдомын-Архара.             
  Районный  Центр   Единой  Системы  Управления   Воздушным   Движением   (  РЦ   ЕС   УВД  ),
г.Благовещенск,  выносной  пункт ЕС УВД расположен в Архаре. Ежедневно  Центр  составляет план
воздушного  движения  по  заявкам  эксплуатантов  авиатехники,  в  том числе  воинских частей.
В  структуре  центра   имеются  гражданские  и  военные  диспетчеры,  располагающиеся  в одном
операционном зале, разделенном стеклянной перегородкой.  Гражданские  отвечают  за  полеты  по
трассам, военные - за полеты вне трасс. Планы полетов согласовываются  и  только  после  этого
дается "добро" на полеты по поданным заявкам.                                                 
  В этот день вылет Ан-24 задержался на 4 часа. Происходит  нештатное  изменение утвержденного
плана  полетов. Информация  о задержке  не  приходит  в  военный  сектор  РЦ  и  полк  дальних
бомбардировщиков с аэродрома Завитинск летает по плану ...                                    
  На  удалении 72 километров, азимут 120,  около 17 часов 20 минут на  встречно-пересекающихся
курсах  происходит  столкновение  ведомого  Ту-16 и Ан-24.  Удар винтом левого двигателя Ан-24
пришелся  в  район кабины бомбардировщика со стороны  командира. В  этот момент бомбардировщик
шел с набором высоты, а лайнер - горизонтально. Видимость - "миллион на миллион". Оба самолета
рассыпались от удара...                                                                       
  Аварийные команды МГА и ВВС были доставлены в район катастрофы двумя вертолетами Ми-8  утром
25 августа, а к полудню было найденно место падения обломков и тела погибших. Разброс обломков
составил более  5  км по полету Ан-24 и около 1.5 км по ширине. В этой  зоне  и  были  найдены
останки тел всех погибших  в  катастрофе  и ...чудом  уцелевшая  пассажирка  лайнера. Она была
обнаружена на вторые сутки. Женщина в момент катастрофы спала, затем - удар..., голубое небо..
крики людей..., обморок... . Она  очнулась  уже на земле, ночью.  На  обломке пола уцелел весь
блок кресел, а осталась в живых только одна из четверых, оказавшихся с застегнутыми привязными
ремнями.  Женщина  просидела  в  кресле  всю ночь, днем видела вдали людей, но побоялась к ним
выйти. И только на второй день её обнаружили спасатели. Тяжелейший стресс серьезно повлиял  на
психическое состояние спасенной... лечение длилось более года. Лариса Савицкая жива до сих пор.
По ее словам она очень не хотела лететь в тот день и просила мужа взять билет на 25 августа,  
но мест не оказалось..                                                                        
 Тела  погибших  вывозили  вертолетами  в  гарнизон,  на  футбольное поле, а  потом доставляли
родственникам. Поиски  продолжались  около 2х недель. Катастроф  по  причине нестыковки планов
полетов между ГА и ВВС в СССР произошло немало. Однако информация о них засекречена до сих пор.

Вернуться назад
Hosted by uCoz