Armstrong Whitworth A.W.52
экспериментальный
1947
Британским инженерам-авиастроителям удалось создать совершенно оригинальную модель самолета,
значительно отличавшуюся от машин, построенных ранее в Германии и США. A.W.52 имел стреловидное крыло с полированной
алюминиевой обшивкой (чтобы обеспечить ламинарное обтекание). Стараясь не допустить на больших углах атаки срыва воздушного
потока с концов крыла, британские конструкторы установили на своем самолете новинку — систему отсоса пограничного слоя с
поверхности крыла. Система работала от маршевого турбореактивного двигателя и включалась автоматически при определенных
положениях ручки управления. Устойчивость и управляемость «летающего крыла» A.W.52 в полете обеспечивали стреловидное
крыло, элевоны и вертикальные кили на концах крыла. При заходе на посадку применялись посадочные закрылки и так называемые
«корректоры», призванные компенсировать возникающий пикирующий момент. На крыле также располагались триммеры и контроллеры.
13 ноября 1947 года A.W.52 первый раз поднялся в воздух. Этот и последующие полеты показали большие потенциальные возможности
нового «летающего крыла». Но использование реактивных двигателей на самолетах подобной схемы имело и негативные последствия.
В ходе испытательных полетов и продувок в аэродинамических трубах выяснилось, что при скоростях свыше 800 км/ч волновое
сопротивление «летающих крыльев» резко возрастает и сводит на нет все их аэродинамические и весовые преимущества. Большая
высота полета реактивных машин, построенных по аэродинамической схеме «летающее крыло», приводила к ухудшению их и так
невысокой динамической устойчивости, хотя появление в конце 40-х годов радиоэлектронной аппаратуры в системах управления
самолетом позволяло избавиться от этого недостатка. В конце сороковых годов были прекращены все работы над самолетом
A.W.52. Опытная машина, уже освоившаяся в британском небе, была разобрана. Проект фирмы «Armstrong Whitworth» — «летающее
крыло» A.W.52 получился не совсем удачным и развития не получил. Не последнюю роль здесь, по-видимому, сыграл традиционный
консерватизм английских авиастроителей. Пойти на решительную смену господствовавших долгие годы аэродинамических
схем они не смогли, предпочтя путь эволюции, сочетания традиции и революционных схем.
Armstrong Whitworth A.W.52 коллекция фотографий
Данные для: A.W.52
Экипаж: 1, двигатели: 2 x Rolls Royse Nene, 22.2кН, размах крыла: 27.5м, длина: 11.4м, высота: 4.4м, площадь крыла: 120.5м2, взлетный вес: 14000кг, масса пустого: 8900кг, макс. скорость: 770км\ч, потолок: 15000м, дальность: 3400км