De Havilland DH-60 "Moth"
учебно-тренировочный, спортивный
1925
de Havilland D.H.60 Moth стал родоначальником целого семейства самолетов Моc, которые произвели революцию в
авиастроении Великобритании в 20-х и 30-х годах. Прототип самолета D.H.60 совершил первый полет в феврале 1925 года. На нем
был установлен новый двигатель Cirrus I мощностью 45кВт (60 л.с.), который представлял собой половину двигателя Airdisco
мощностью 90кВт (120 л.с.), имел новый картер и весил всего 132кг. Успех самолета был настолько велик, что Министерство
авиации согласилось субсидировать пять летных клубов, оснащенных самолетами Моc. Первый из таких самолетов в июле 1925 года
был поставлен в аэроклуб в Ланкашире, едва ли не через пять месяцев после полета прототипа. В том же году было построено 20
самолетов. Последовало множество заказов, и в 1926 году было построено уже 35 самолетов. К потребителям внутри страны
присоединились иностранные. В 1926 году мощность двигателя Циррус была увеличена до 63кВт (85 л.с.); он получил обозначение
Циррус II и стал хорошим дополнением к более ранней модели. К концу 1928 года было всего построено 403 самолета. Кроме того,
были заключены договоры о лицензионном производстве. Двадцать два самолета Циррус II Мос были поставлены ВВС Финляндии.
Некоторые из них впоследствии были переоснащены двигателями Hermes мощностью 78кВт (105 л.с.). Крупносерийное производство
самолетов D.H.60 завершилось в 1928 году. Мощность двигателей, устанавливавшихся на самолете D.H.60, возросла до 67кВт
(90 л.с.), существенно увеличилась и их масса, и компания приняла решение организовать производство собственных двигателей.
Майору Фрэнку Халфорду, который спроектировал для компании A.D.C. мотор Циррус, в 1927 году было предложено разработать
замену этому двигателю. Его ответом стал двигатель Gipsy мощностью 75кВт (100 л.с.). Этот проект, который впоследствии
вылился в создание целого набора двигателей, проложил дорогу всему семейству самолетов Мос. Поставки новых двигателей
начались в июне 1928 года и первоначально они устанавливались на самолете D.H.60X. Переоснащенный самолет получил обозначение
D.H.60G, но потом его навсегда назвали Джипси Мос. До прекращения серийного производства в 1934 году компания
Де Хэвилленд построила 595 самолетов D.H.60G. Кроме этого, 40 самолетов было построено компанией Morane-Saulnier во Франции,
где они были известны под названием Morane Moth, 18 - в США корпорацией Moth Aircraft Corporation, 32 - компанией Larkin
Aircraft Supply Company Ltd в Австралии. В 1928 году компания построила самолет D.H.60M с фюзеляжем, сваренным из стали, и
другие модификации с таким же двигателем, что и у модели D.H.60G. Всего в Великобритании было построено 535 таких самолетов,
40 были собраны в Канаде, 10 - в Норвегии и 161 - корпорацией Мос Эйркрафт в США. Большое число самолетов D.H.60M получили
военные потребители, они были закуплены, в частности, в Королевские ВВС, в ВВС Канады, Ирака и Швеции, в армию Норвегии и в
авиацию ВМС Дании. Поскольку компания Де Хэвилленд теперь строила свои собственные моторы, усовершенствование двигателей и
планеров самолетов шло параллельно. Когда в 1931 году появился двигатель Джипси II мощностью 89 кВт (120 л.с.), способный
функционировать в перевернутом состоянии, в результате внутренних модификаций он стал называться Джипси III. Установка
двигателя на новый планер и первый полет в марте 1932 году привели к рождению новой серии самолетов D.H.60GIII, которые, как
и их предшественники, привлекли значительный интерес и заказы со всего мира. Было построено 30 машин, после чего на самолет
начал устанавливаться двигатель Gipsy Major IIIA мощностью 99кВт (133 л.с.). В результате появилась версия Moth Major
(построено 87 самолетов). Последним развитием серии D.H.60 стала модифицированная версия самолета D.H.60M, названная D.H.60T
Moth Trainer, предназначенная для военного использования и оснащенная двигателем Джипси II. Позже она стала основой создания
наиболее известного из всех самолетов семейства Мос - D.H.82 Tiger Moth. Все заказы на D.H.60T поступили от зарубежных
военных потребителей, в число которых входили Бразилия (40 самолетов), Китай (1), Египет (6), Ирак (5) и Швеция (10), что в
результате составило 64 самолета, включая два, проданных в 1931 году в неизвестную страну.
DH-60 "Moth" коллекция фотографий
Данные для: DH-60 "Moth"
Экипаж: 1, пассажиров: 1, двигатель: 1 x A.D.C. "Cirrus I", 45 кВт (60 л.с.), размах крыла: 9.1м, длина: 7.2м, высота: 2.7м, площадь крыла: 22.6м2, взлетный вес: 560кг, масса пустого: 350кг, макс. скорость: 146км\ч, крейсерская скорость: 130км\ч, потолок: 3960м, дальность: 515км