De Havilland DH-82 "Tiger Moth"
учебно-тренировочный
1931
Основой нового самолета послужил D.H.60T Moth Trainer, усиленный для функционирования с более высокой полетной
массой. Он мог переносить под фюзеляжем четыре тренировочные бомбы массой 9кг, фоторужье или разведывательные фотокамеры. Для
обеспечения экстренного выхода из передней части кабины в случае опасности несущие подкосы были наклонены вперед к переднему
узлу крепления крыла, а двери кабины были увеличены. Однако стойки центроплана по-прежнему окружали переднюю часть кабины,
поэтому на новом тренировочном самолете, спроектированном в соответствии с техническим заданием 15/31, их сдвинули вперед для
облегчения выхода. Для компенсации смещения центра масс в результате выноса крыльев основному крылу была придана небольшая
стреловидность. На самолете устанавливался перевернутый рядный двигатель Джипси III мощностью 89 кВт (120 л.с.), а его капот
со скошенными обводами обеспечивал улучшенный обзор из кабины. Было построено восемь предсерийных самолетов, по-прежнему
имевших обозначение D.H.60Т, но получивших имя Тайгер Мос. За ними последовала машина с увеличенным поперечным V и
стреловидностью нижнего крыла. Этот самолет, получивший обозначение Де Хэвилленд D.H.82, впервые поднялся в воздух 26 октября
1931 года. Последовал заказ на 35 самолетов, а первые поставки были осуществлены в ноябре 1931 года. Аналогичные самолеты
поступили в распоряжение ВВС Бразилии, Дании, Персии, Португалии и Швеции. Компания Де Хэвилленд затем разработала улучшенную
версию этой машины с двигателем Джипси Мэйджер мощностью 97кВт (130 л.с.) и обшивкой из клееной фанеры вместо полотна в
задней части фюзеляжа. Она получила обозначение D.H.82A, а имя Тайгер Мос II - от Королевских ВВС, которые заказали 50
самолетов. На этих самолетах над задней кабиной устанавливались колпаки для обучения "слепым" полетам. В предвоенные годы
лицензионное производство самолетов Тайгер Мос осуществлялось в Норвегии, Португалии и Швеции, а также компанией Де Хэвилленд
Эйркрафт в Канаде. Позднее эта компания построила 1520 машин зимней версии под обозначением D.H.82C, оснащенных двигателем
Gipsy Major мощностью 108 кВт (145 л.с.), с измененным капотом, со скользящим фонарем и подогревом кабины, колесными
тормозами и хвостовым колесом вместо тормозного костыля на стандартных версиях. После начала войны гражданские самолеты стали
привлекаться в качестве связных и учебно-тренировочных в Королевские ВВС; стали поступать более крупные заказы. Еще 795
самолетов были построены в Хэтфилде, была пущена в действие линия на производственных площадях компании Morris Motors Ltd в
Коули, где было построено около 3500 самолетов. В Новой Зеландии компания Де Хэвилленд Эйркрафт построила еще 345 самолетов,
а австралийская компания Де Хэвилленд Эйркрафт Птай произвела 1085 самолетов. Наибольший вклад в военное время самолеты
Тайгер Мос внесли в качестве учебно-тренировочных. Самолетами этого типа были укомплектованы примерно 28 летных школ
Великобритании, 25 школ в Канаде (плюс четыре радиошколы), 12 - в Австралии, четыре в Родезии (плюс летная школа инструкторов),
семь в Южной Африке и две в Индии. После войны 22 резервные летные школы и 18 университетских воздушных эскадрилий летали на
самолетах Тайгер Мос, однако в период между 1950 и 1953 годами большинство из них были переоснащены самолетами Де Хэвилленд
Chipmunk. Всего к концу войны было построено более 8000 самолетов Тайгер Мос. Многие из них Королевские ВВС перевели для
гражданского и военного использования в Бельгию, Францию и Нидерланды; кроме того, в самой Великобритании и других странах в
больших количествах эта машина стала доступна на гражданском рынке. Кроме использования в качестве тренировочных, спортивных,
часть из них плодотворно трудилась в сельскохозяйственной авиации, что было особенно важно для Новой Зеландии. Многие
самолеты подвергались переделкам, как правило, в плане создания закрытых кабин.
DH-82 "Tiger Moth" коллекция фотографий
Данные для: DH-82 "Tiger Moth"
Экипаж: 2, двигатель: 1 x Gipsy Major, 108кВт, размах крыла: 8.94м, длина: 7.29м, высота: 2.69м, площадь крыла: 22.2м2, взлетный вес: 828кг, масса пустого: 506кг, макс. скорость: 172км\ч, крейсерская скорость: 145км\ч, потолок: 4450м, дальность: 443км