Hawker Siddeley HS-1127 "Harrier"
штурмовик, разведчик
1961

hawker_harrier.jpg, 28K

hawker_harrier-1.jpg, 16K

hawker_harrier-s-1.gif, 22K
Харриер является единственным в мире боевым cамолетом с вертикальными взлетом и посадкой/с укороченными взлетом и посадкой. Исключение составляет советский самолет Як-38 (Forger - Кузнец). В 1957 году Сидней Кэмм из компании Hawker Aircraft и Стэнли Хоукер из компании Bristol Siddeley Engines создали тактический самолет с турбовентиляторным двигателем BS.53 фирмы Bristol, разработанным для обеспечения вертикального взлета самолета с крылом постоянной геометрии. Реактивная струя двигателя BS.53, названного Pegasus, выпускалась через четыре сопла, установленных попарно в передней и задней частях, каждая из которых могла поворачиваться более чем на 90° относительно вектора тяги выхлопных газов назад вертикально вниз или на любой промежуточный угол. Первый из шести опытных самолетов Hawker Р.1127 сделал свой первый полет с зависанием 21 октября 1960 года. 21 сентября 1961 года - первые полные переходы из вертикального в горизонтальный полет и наоборот. Вертикальный взлет осуществлялся направлением вектора тяги двигателя вниз: после достижения безопасной высоты четыре сопла медленно поворачивались назад, чтобы создать тягу, обеспечивающую поступательное движение для перехода в горизонтальный полет. Как только скорость поступательного горизонтального движения увеличивалась для создания подъемной силы крыла, достаточной для поддержания самолета, сопла разворачивались полностью назад. Эта последовательность была обратной для вертикальной посадки. Чтобы стабилизировать самолет во время зависания и маневров на низких скоростях, приводились в действие небольшие струйные реактивные управляющие сопла, установленные в носовой и хвостовой частях и в каждой концевой части крыла; управляемые штурвальной колонкой и педалями руля направления, реактивные струйные рули использовали сжатый воздух, выходящий из двигателя. Компания Хоукер Сиддли получила контракт на девять более совершенных опытных самолетов Kestrel F(GA).1 для оценочных испытаний их в качестве истребителей и штурмовиков (первый полет 7 марта 1964 года). Трехнациональная эскадрилья в Великобритании с пилотами из ВВС Англии, Германии и всех трех служб США с апреля по ноябрь 1965 года испытывал самолет Кёстрел. В феврале 1965 года правительство Великобритании заказало еще шесть опытных самолетов с названием Харриер (первый полет 31 августа 1966 года). К тому времени многоцелевой самолет Hawker Siddeley Р.1154 cо скоростью 2М с вертикальным взлетом и посадкой, заказанный для ВВС и ВМC Великобритании, был заменен серийными самолетами Харриер только для ВВС. Одноместный самолет Харриер GR.1 был разработан как штурмовик/разведчик, и двухместный Харриер Т.2 с тандемно расположенными сиденьями как учебно-тренировочный для совершенствования летной подготовки. Общее число заказов для ВВС Великобритании впоследствии возросло до 132 одноместных и 19 двухместных самолетов, первые серийные образцы каждой модели совершили первые полеты 28 декабря 1967 года и 24 апреля 1969 года соответственно. Самолет Харриер официально поступил на вооружение в ВВС Великобритании 1 апреля 1969 года. Обе первые модели имели ТВлД Пегас 101 со статической тягой 8618кг. Позже они были усовершенствованы и получили названия Харриер GR.1A и Харриер T.2A после установки двигателей Пегас 102 тягой 9072кг. В настоящее время они называются Харриер GR.3 и Харриер Т.4 с двигателями Пегас 103. ВВС Великобритании в основном использовали самолет Харриер GR.3 как самолет STOVL (с коротким взлетом и вертикальной посадкой), поскольку с короткой дистанцией разбега он мог поднять больше вооружения. Двухместный и одноместный самолеты имеют одинаковую номинальную способность переноски вооружения, хотя двухместный имеет больший пустой вес. Самолет Sea Harrier cоздан на основе самолета Харриер и находится на вооружении ВМС Великобритании. В 1969 году была сделана первая закупка 12 машин Морским корпусом США. Здесь высоко оценили возможности реактивного боевого самолета с вертикальным взлетом и посадкой, и первоначальный заказ вскоре возрос до 110 самолетов, включая 8 двухместных. Cамолеты Харриер Морского корпуса США, обозначенные как AV-8A и TAV-8A, имели двигатели Пегас 103. Они были оснащены управляемыми ракетами AIM-9 Сайдуиндер класса "воздух-воздух". Затем Морской корпус США заказал 336 экземпляров улучшенного самолета Харриер, ВАe/Макдонелл-Дуглас AV-8B, который эксплуатировался в ВВС Великобритании как Harrier GR.5. Находившиеся в эксплуатации самолеты AV-8A были также доведены до стандарта AV-8C. Другим пользователем самолета Харриер являются ВМС Испании, где самолет известен как Матадор. Девять самолетов AV-8S и два TAV-8S Matador состоят на вооружении одной из эскадрилий, к ним присоединились несколько самолетов AV-8B.

HS-1127 "Harrier" коллекция фотографий

hawker_harrier-s.gif, 22K

Данные для: "Harrier" GR.3

Экипаж: 1, двигатель: 1 x Bristol "Pegasus Mk. 103", 85.4кН, размах крыла: 7.7м, длина: 13.87м, высота: 3.45м, площадь крыла: 18.68м2, взлетный вес при взлете с разбегом: 114300кг, масса пустого: 6140кг, макс. скорость: 1350км\ч, потолок: 15200м, дальность с макс. запасом топлива: 3425км, дальность с макс. нагрузкой: 1000км, вооружение: 2 x 30мм пушки, 2270кг боевой нагрузки


hawker_harrier.gif, 25K

Hosted by uCoz