Short 330 / C-23 "Sherpa"
транспортный, пассажирский
1974

short_sherpa-1.jpg, 20K

short_sherpa-2.jpg, 43K

Сознавая, что малая вместимость самолета Skyvan повлияла на объем продаж, в компании Шорт начали проектирование улучшенного варианта с большой вместимостью, обозначенного первоначально SD3-30, а затем Шорт 330. Первый из двух опытных образцов поднялся в воздух 22 августа 1974 года. Серийные самолеты были поставлены в июне 1976 года, и канадская компания Тайм Эйр Альберта начала их успешную эксплуатацию с 24 августа 1976 года. Малый объем продаж замедлил строительство самолетов, но к началу 80-х годов интенсивная маркетинговая деятельность компании Шорт на рынке начала приносить плоды, в особенности в США. Большинство самолетов со временем сменили нескольких владельцев, поскольку авиакомпании, которые начинали с Модели 330, перерастали ее уровень и переходили к новым. Более мелкие компании грузовых авиаперевозок повторяли тот же цикл развития. В конце концов, интерес к Модели 330 снизился, так как в 1981 году начался серийный выпуск больших самолетов Шорт 360; в первый год компания поставила 18 самолетов. В следующем году компания представила два новых варианта, которые означали уход из тесного рынка гражданского авиатранспорта. На авиашоу в Фарнборо был представлен самолет Шорт 300-UTT (тактический транспортный самолет общего назначения). В 1983 году нашелся потребитель для этого самолета. Тайская королевская полиция и армия получили по одному самолету, заказав еще два в 1985 году. Самолет UTT также был поставлен в гвардейское авиакрыло Амири в 1986 году. Второй военный вариант, на который выпал больший успех, - самолет Sherpa, первый полет - 23 декабря 1982 года, предназначался для использования в качестве военного грузового транспорта и для перевозки войск. В 1983 году ВВС США в Европе начали изучать EDS (Европейская система распределения), чтобы найти уже существующий самолет, отвечающий требованиям небольшого многоцелевого грузового транспорта. Самолет Шерпа вышел победителем в конкурсе, и в марте 1984 года были заказаны 18 машин под обозначением С-23А. Еще шесть машин Шерпа, ранее принадлежавших авиакомпаниям, а затем арендованных Армией США, закончили свою службу на испытательном ракетном полигоне США в Тихом океане. Доверие американских ВВС к преимуществам этих самолетов оставалось непоколебимым, но следующие 48 машин заказаны не были. Однако в 1988 году был получен заказ еще на 10 экземпляров для Национальной гвардии США для замены находившихся в эксплуатации самолетов de Havilland Canada C-7 Caribous. В январе 1992 года поступил очередной заказ на следующие 10 самолетов для Национальной гвардии под обозначением С-23В со сроком поставки в том же году. А вот в ВВС США в эксплуатации остались только три машины С-23А на авиабазе Эдвардс. Теоретически, самолет Шорт 330 должен пережить модель Шорт 360, и производство ориентируется на военных покупателей. На практике, последние заказы были получены от Национальной гвардии США в начале 1992 года. Общий объем производства самолетов Шорт 330, 330-UTT и Шерпа насчитывал в середине 1993 года 179 машин.

short_sherpa-s.gif, 19K

Данные для: C-23A

Экипаж: 3, двигатели: 2 x ТВД Pratt Whitney PT6A-45R, 900кВт, размах крыла: 22.76м, длина: 17.69м, высота: 4.95м, площадь крыла: 42.1м2, взлетный вес: 10390кг, масса снаряженного: 6680кг, крейсерская скорость: 352км\ч, потолок: 6000м, дальность с макс. нагрузкой: 370-1240км, полезная нагрузка: 3175кг


short_sherpa.gif, 32K

Hosted by uCoz