Baade "150"
экспериментальный бомбардировщик
1952

baade_150.jpg, 17K

baade_150-1.jpg, 21K

Последней работой ОКБ-1 было создание фронтового бомбардировщика с крылом обычной стреловидности — «150». Принципиальным отличием самолета «150» от описанных выше машин являлось то, что он не был развитием немецких самолетов периода второй мировой войны, а представлял собой целиком новую конструкцию, разработанную с привлечением достижений авиационной науки и техники второй половины 1940-х годов. Прототипом «150» был проект бомбардировщика РБ-2, разработанный по инициативе Бааде и его сотрудников в 1948 году. По расчетам, максимальная скорость этой 30-тонной машины с 2 ТРД ТР-3 должна была составлять почти 1000 км/ч. Проект рассматривался в ЦАГИ. В целом, его одобрили, но для улучшения устойчивости и управляемости самолета порекомендовали внести изменения в конструкцию системы управления и хвостового оперения. Модифицированный вариант получил обозначение «150». В 1949 году был изготовлен макет самолета, начался выпуск рабочих чертежей. Бомбардировщик «150» представяял собой высокоплан со стреловидным крылом, Т-образным оперением и двумя турбореактивными двигателями на пилонах под крылом. Экипаж — 4 человека. Вооружение — 3 спаренные пушечные турели. «150» был первым построенным в СССР самолетом с двигателями на пилонах. Такая компоновка позволяла, с одной стороны, приблизить крыло к аэродинамически чистой поверхности и улучшить его несущие свойства, с другой — использовать вынесенные вперед двигатели в качестве противофлаттерных грузов. Новым в конструкции «150» было также шасси велосипедной схемы. По предложению Бааде задняя стойка шасси была сконструирована таким образом, что ее высота могла быть уменьшена при взлете; при этом благодаря увеличению угла атаки крыла на 3° сокращалась длина разбега. Из-за высокого уровня новизны конструкции процесс постройки самолета сильно затянулся. Если при создании самолетов EF-131 и EF-140 имелась возможность использовать части от их прототипов, то теперь практически все приходилось изготавливать заново, нередко обращаясь к помощи других заводов. В результате сборка первого экземпляра самолета завершилась только в 1951 году. Вскоре был готов второй экземпляр, предназначенный для статических испытаний. Самолет «150» впервые поднялся в воздух 5 октября 1952 года. До конца года успели провести 8 полетов. Они дали обнадеживающие результаты. Весной 1953 года полеты продолжили. Испытания проводил летчик Я.И.Берников. В апреле, во время 16-го полета, из-за преждевременного включения тормозов, самолет коснулся ВПП заблокированными колесами и «пошел юзом». Но все обошлось сравнительно благополучно. После замены поврежденных колес начались новые полеты. Беда случилась в праздничный день 9 мая. Заходя на посадку против солнца, Верников неверно рассчитал траекторию и слишком рано взял ручку «на себя». Самолет взмыл вверх, потерял скорость и упал на ВПП с высоты 5—10 м. Никто из экипажа не пострадал, но в результате аварии было сломано шасси (причем задняя стойка пробила фюзеляж), повреждены двигатели и нижняя поверхность фюзеляжа. Хотя летные испытания завершились неудачно, выполненные полеты продемонстрировали, что бомбардировщик «150» в целом соответствовал требованиям технического задания, а некоторые из них даже превысил. Например, максимальная скорость у земли оказалась на 60 км/час выше требуемой по заданию. Несмотря на это, в МАПе решили не восстанавливать поврежденный самолет и прекратить испытания. Являясь в момент разработки и начала постройки безусловно передовой машиной, к 1953 году «150» уже не представлял большого интереса; к этому времени успешно закончились испытания реактивного бомбардировщика Ту-16, превосходящего самолет Бааде по всем параметрам.

Baade "150" коллекция фотографий

baade_150-s.gif, 21K

Данные для: "150"

Экипаж: 4, двигатели: 2 x АЛ-5, 4500кг, размах крыла: 24.1м, длина: 26.0м, высота: 7.6м, площадь крыла: 115,0м2, взлетный вес: 37500кг, макс. скорость: 970км\ч, потолок: 12500м, дальность: 4500км, вооружение: 6 х 23мм пушек, 1500-6000кг бомб


baade_150.gif, 28K

Hosted by uCoz