Baade "150"
экспериментальный бомбардировщик
1952
Последней работой ОКБ-1 было создание фронтового бомбардировщика с крылом обычной стреловидности — «150».
Принципиальным отличием самолета «150» от описанных выше машин являлось то, что он не был развитием немецких самолетов
периода второй мировой войны, а представлял собой целиком новую конструкцию, разработанную с привлечением достижений
авиационной науки и техники второй половины 1940-х годов. Прототипом «150» был проект бомбардировщика РБ-2, разработанный по
инициативе Бааде и его сотрудников в 1948 году. По расчетам, максимальная скорость этой 30-тонной машины с 2 ТРД ТР-3 должна
была составлять почти 1000 км/ч. Проект рассматривался в ЦАГИ. В целом, его одобрили, но для улучшения устойчивости и
управляемости самолета порекомендовали внести изменения в конструкцию системы управления и хвостового оперения.
Модифицированный вариант получил обозначение «150». В 1949 году был изготовлен макет самолета, начался выпуск рабочих
чертежей. Бомбардировщик «150» представяял собой высокоплан со стреловидным крылом, Т-образным оперением и двумя
турбореактивными двигателями на пилонах под крылом. Экипаж — 4 человека. Вооружение — 3 спаренные пушечные турели. «150» был
первым построенным в СССР самолетом с двигателями на пилонах. Такая компоновка позволяла, с одной стороны, приблизить крыло к
аэродинамически чистой поверхности и улучшить его несущие свойства, с другой — использовать вынесенные вперед двигатели в
качестве противофлаттерных грузов. Новым в конструкции «150» было также шасси велосипедной схемы. По предложению Бааде задняя
стойка шасси была сконструирована таким образом, что ее высота могла быть уменьшена при взлете; при этом благодаря увеличению
угла атаки крыла на 3° сокращалась длина разбега. Из-за высокого уровня новизны конструкции процесс постройки самолета сильно
затянулся. Если при создании самолетов EF-131 и EF-140 имелась возможность использовать части от их прототипов, то теперь
практически все приходилось изготавливать заново, нередко обращаясь к помощи других заводов. В результате сборка первого
экземпляра самолета завершилась только в 1951 году. Вскоре был готов второй экземпляр, предназначенный для статических
испытаний. Самолет «150» впервые поднялся в воздух 5 октября 1952 года. До конца года успели провести 8 полетов.
Они дали обнадеживающие результаты. Весной 1953 года полеты продолжили. Испытания проводил летчик Я.И.Берников. В апреле, во
время 16-го полета, из-за преждевременного включения тормозов, самолет коснулся ВПП заблокированными колесами и «пошел юзом».
Но все обошлось сравнительно благополучно. После замены поврежденных колес начались новые полеты. Беда случилась в
праздничный день 9 мая. Заходя на посадку против солнца, Верников неверно рассчитал траекторию и слишком рано взял ручку
«на себя». Самолет взмыл вверх, потерял скорость и упал на ВПП с высоты 5—10 м. Никто из экипажа не пострадал, но в
результате аварии было сломано шасси (причем задняя стойка пробила фюзеляж), повреждены двигатели и нижняя поверхность
фюзеляжа. Хотя летные испытания завершились неудачно, выполненные полеты продемонстрировали, что бомбардировщик «150» в целом
соответствовал требованиям технического задания, а некоторые из них даже превысил. Например, максимальная скорость у земли
оказалась на 60 км/час выше требуемой по заданию. Несмотря на это, в МАПе решили не восстанавливать поврежденный самолет и
прекратить испытания. Являясь в момент разработки и начала постройки безусловно передовой машиной, к 1953 году «150» уже не
представлял большого интереса; к этому времени успешно закончились испытания реактивного бомбардировщика Ту-16,
превосходящего самолет Бааде по всем параметрам.
Baade "150" коллекция фотографий
Данные для: "150"
Экипаж: 4, двигатели: 2 x АЛ-5, 4500кг, размах крыла: 24.1м, длина: 26.0м, высота: 7.6м, площадь крыла: 115,0м2, взлетный вес: 37500кг, макс. скорость: 970км\ч, потолок: 12500м, дальность: 4500км, вооружение: 6 х 23мм пушек, 1500-6000кг бомб