Fieseler Fi 103R "Reichenberg"
пилотируемый самолет - снаряд
1943
Разработанный фирмами «Физелер» и «Аргус» самолет-снаряд FZG-76, известный также под обозначениями Fi-103 и V-1
(Фау-1), несмотря на недостаточную точность и низкую надежность, оказался опустошающим оружием. Однако вскоре система ПВО
Британских островов была пeренацелена на борьбу с этим оружием и уже к началу сентября 1944 года добилась значительных успехов
в борьбе с самолетами-снарядами. Триумфом ее был день 28 августа, когда из 97 обнаруженных Фау-1 было уничтожено 87. Кроме
совершенной организации английской ПВО этому способствовали относительно малая скорость полета самолета-снаряда (около 640
км/час) и то, что в полете он двигался строго по прямой, не совершая никаких маневров и не делая попыток уклониться от атак
истребителей. Поэтому не удивительно, что после принятия на вооружение баллистической ракеты V-2 (Фау-2) встал вопрос о
целесообразности дальнейшего использования Фау-1. Часть из них было решено запускать с самолетов-бомбардировщиков Не-111.
Кроме того, известная немецкая летчица Ханна Райч предложила создать пилотируемый самолет-снаряд для борьбы с крупными
надводными целями. Такой самолет-снаряд должен был доставляться в район следования кораблей противника бомбардировщиком Не-111,
после чего производился пуск самолета-снаряда, его пилот должен был взять управление на себя, навести самолет-снаряд на цель и
выброситься с парашютом. Командование войск СС поддерживало эту идею, предложив использовать пилотируемый самолет-снаряд также
для бомбардировки индустриальных комплексов Куйбышева, Челябинска, Магнитогорска, а также районов, расположенных за Уралом.
Известный специалист по диверсиям О.Скорцени даже отдал приказ набрать и подготовить 250 летчиков-смертников для этих
самолетов-снарядов. Как это часто бывало в Третьем Рейхе, эта «оригинальная» идея была поддержана на самом высоком уровне,
получила кодовое название «Райхенберг», а фирма «Физелер» получила задание разработать пилотируемый самолет-снаряд. Задание
удалось выполнить в течение 14 дней. При этом были разработаны четыре модификации пилотируемого самолета-снаряда, получившего
обозначение Fi-1ОЗR (R=Райхенберг):
Fi-1ОЗR-I — одноместный планер без силовой установки, предназначенный для начальных летных испытаний.
Fi-1ОЗR-II — двухместный учебный планер, у которого вместо отсека боевого заряда оборудована кабина пилота-инструктора.
Fi-1ОЗR-III — одноместный учебно-тренировочный самолет-снаряд с двигателем и посадочной лыжей.
Fi-1ОЗR-IV — одноместный боевой самолет-снаряд с двигателем, прицельными приспособлениями и боевым зарядом, но без посадочной лыжи.
Испытания самолетов-снарядов проводились начиная с сентября 1943 года. Без каких-либо происшествий были облетаны бездвигательные
модификации Fi-1ОЗR-I и Fi-1ОЗR-II, однако первые же полеты самолетов модификации Fi-1ОЗR-III дали печальный результат: были
потеряны четыре опытных самолета и погибли два летчика. Интересно, что приглашенная для проведения испытаний Ханна Райч
выполнила после этого десять удачных полетов, однако когда испытания продолжили заводские летчики-испытатели, произошли еще
две катастрофы. В конце концов было обнаружено, что вызванная работой двигателя вибрация конструкции самолета приводила к
разрушению одного из элементов системы управления. Из построенных примерно 175 самолетов-снарядов этого типа 50 машин было
передано на вооружение выполнявшей специальные операции эскадры Люфтваффе КG-200, где они образовали 5-ю эскадрилью. По
окончании войны значительное количество самолетов-снарядов Фау-1 и Fi-1ОЗR попали в руки как советских войск, так и войск
союзников. В начале 1946 года по заданию советской администрации сформированное из немецких конструкторов ОTБ-1 в Дессау
разработало на базе Fi-1ОЗR легкий штурмовик ЕF-126. Первый полет ЕF-126 состоялся 21 мая 1946 года. Хотя этот полет окончился
катастрофой, доработанные образцы летали вполне прилично. Тем не менее правительственная комиссия во главе с А.С. Яковлевым
дала отрицательное заключение по проекту самолета: «Слабое вооружение, отсутствие брони и недостаточный запас горючего
затрудняют использование самолета «Ю-126» в качестве массового штурмовика». Так закончилась история одного из многих
самолетов Люфтваффе, на которые возлагались очень большие надежды.
Данные для: Fi 103R "Reichenberg"
Экипаж: 1, двигатель: 1 x ПВРД Argus 109-014, 350кг, размах крыла: 5.72м, длина: 8.0м, взлетный вес: 2250кг, макс. скорость: 650км\ч, потолок: 2500м, дальность: 286км, вооружение: заряд взрывчатых веществ весом 850кг