Horten Ho-IX / Gotha Go-229
истребитель
1945
В конце августа 1943 года вышел приказ Г.Геринга о постройке двух опытных образцов самолета Н IX, проект
которого вышел победителем в конкурсе по программе «1000-1000-1000». Сроки были весьма жесткими: первую машину (без
двигателей) требовалось подготовить к марту 1944 года, вторую машину с двумя ТРД BMW 00ЗА — к июню 1944 года.
Первый полет машины Н IХ V-1 состоялся 1 марта 1944 года в Геттингене. К концу апреля стало ясно, что двигатели ВМW не будут
доведены до нужной кондиции к запланированному первому вылету второй машины. В итоге решили установить на самолет двигатели
Jumо 004В, имевшие несколько больший диаметр. Хотя самолет Н IХ V-2 еще находился в сборке, RLM в соответствии со специальной
истребительной программой в июле 1944 года выдало контракты на постройку по 20 машин серии А фирмам «Клемм» и «Гота». Вскоре
контракт фирмы «Клемм» из-за ее загруженности работами по самолету Ме 163В передали на «Готу». Сборка серийных самолетов,
получивших обозначение Но 229, была запланирована на заводе в Фридрихсроде. «Команда 9» закончила сборку второй опытной
машины к концу 1944 года. Впервые Н IХ V-2, оборудованный двигателями, поднял в воздух лейтенант Эрвин Циллер. Этот полет
состоялся 18 декабря 1944 года в Ораниенбурге. Четвертый полет Н IХ V-2 состоялся 18 февраля 1945 года в плохих
метеоусловиях (низкая облачность, ограниченная видимость, размокший грунт). Во время полета была достигнута скорость 795 км/ч,
но на 45-й минуте отказал правый двигатель, и Э.Циллер пошел на вынужденную посадку. Возникли сложности с управлением самолетом,
на высоте около 400 м самолет начал крениться вправо. Коснувшись земли, машина съехала с ВПП на мягкий грунт, перевернулась и
загорелась, летчик погиб. Суммарный налет этой машины составил около
двух часов. Несмотря на неудачу со второй опытной машиной, производство самолета Но 229 на фирме «Гота» шло полным ходом.
Но 229V-З (Н IХ V-З) должен был стать прототипом одномeстного серийного истребителя-бомбардировщика, машина Но 229V6 (Н IХ V-6)
— прототипом двухместного ночного истребителя и учебно-тренировочного самолета. 14 апреля 1945 года наступавшие части 8-го
корпуса 3-й армии США захватили завод в Фридрихсроде. Обнаружилось, что Но 229VЗ был уже практически закончен и подготовлен к
испытаниям, Но 229V4 и Но 229V5 недостроены, а Но 229V6 находился в начальной стадии постройки. Кроме того, были готовы узлы
для 20 машин. Н IХ V-З (Но 229VЗ) был позднее разобран, перевезен в США и тщательно изучался американскими авиационными
специалистами. В дальнейшем был восстановлен и сейчас находится в коллекции Смитсоновского института. Анализ конструктивных
особенностей самолета Н IX показывает, что Хортены разработали первый в мире самолeт-«невидимку», предназначенный для
скрытного проникновения к цели. Они впервые целенаправленно применили концепцию «Unsichtbar», сутью которой являлось снижение
радиолокационной и инфракрасной заметности самолета. Снижение РЛ заметности Н IX осуществлялось путем выбора схемы «летающее
крыло», расположения двигателей в центроплане, утопленных воздухозаборников и обшивки из радиопоглощающих материалов.
Снижение ИК заметности Н IX осуществлялось экранированием истекающих из двигателей струй «бобровым хвостом» центроплана, а
также применением системы охлаждения струй. Все эти приемы практически полностью совпадают с техническими решениями,
использованными тридцать лет спустя в американской технике «Стелc». Широкомасштабное применение техники «Стелc» было
предпринято фирмами «Локхид» и «Нортроп» в 1970—1980 годах в ударном самолете F-117А и стратегическом бомбардировщике В-2.
Horten Ho-IX / Gotha Go-229 коллекция фотографий
Данные для: Ho-IX V2
Экипаж: 1, двигатели: 2 x 2 x Jumo-004, 900кг, размах крыла: 16.8м, длина: 7.2м, высота: 2.6м, площадь крыла: 52.8м2, взлетный вес: 6900кг, масса пустого: 4844кг, макс. скорость: 960км\ч