Братухин "Омега"
экспериментальный
1941
В 1937—1938 годах и в последующие годы интерес к вертолетам и автожирам у нас снизился. Начало войны еще более
способствовало этому. Все ОКБ по винтокрылым аппаратам были закрыты, и взамен их было организовано конструкторское бюро
И.П.Братухина (ОКБ-3), но уже в учебном институте МАИ, а не в порядке опытного строительства НКАП. Тематикой ОКБ-3 стали
вертолеты двухвинтовые поперечной схемы, которой до этого времени уделялось мало внимания. ОКБ-3 построило и
испытало восемь опытных образцов таких вертолетов. Правда, разрабатывались и эскизные проекты вертолетов других схем, но они
не были реализованы. Все построенные вертолеты начиная с 1940 года были оснащены поршневыми двигателями воздушного
охлаждения, постепенно модифицируемыми и приспособляемыми для работы на вертолетах. Вертолеты ОКБ-3 были следующие:
«Омега» (2МГ) — двухвинтовой вертолет с поперечным расположением несущих винтов, с двумя двигателями МВ-6 рядного
перевернутого типа мощностью в 220 л.с. при 2500 об/мин на высоте 2000 м, со специальным редуктором, муфтой свободного хода
и включения. Эскизный проект был утвержден 27 июня 1940 года, вертолет был выпущен в августе 1941 года, и сразу же начались
его испытания — первоначально на привязи. Эвакуация ОКБ вместе с МАИ прервала на год работы по вертолету. В 1943 году после
устранения неполадок в работе двигателей и всех систем начались летные испытания (летчик К.И.Пономарев).
Аппарат показал в общем удовлетворительные данные, выполнял вертикальные взлеты и посадки, развороты на месте на 360°,
виражи и планирование на посадку. Однако снять точные показания не удалось.
«Омега-11» — модификация первого вертолета с
двигателями МГ-31Ф мощностью 300 л.с. при 1860 об/мин и максимальной 330 л.с. при 1950 об/мин. Соответственно им были
переделаны капоты, охлаждение, топливная система, верхние и нижние редукторы, муфты включения и сами боковые фермы.
С сентября 1944 года по осень 1945 года вертолет проходил испытания, в ходе которых путем изменения передаточного числа
трансмиссии была улучшена тяга несущих винтов на 300 кгс и тем увеличен динамический потолок до 3000 м (было 700 м). С
осени 1945 года вертолет «Омега-11» использовался для обучения и тренировки летного состава, был показан на воздушном параде
в Тушино, но вскоре был снят с эксплуатации из-за износа двигателей и отсутствия запасных.
Братухин "Омега" коллекция фотографий
Данные для: "Омега II"
Экипаж: 2, двигатели: 2 x ПД МГ-31Ф, 243 кВт (330 л.с.), диаметр винта: 7.0м, длина фюзеляжа: 8.3м, размах крыла: 14.2м, взлетный вес: 2300кг, масса пустого: 1880кг, макс. скорость: 150км\ч, динамический потолок: 3000м, дальность: 250км