Братухин ЦАГИ 11-ЭА
экспериментальный вертолет
1940
Вертолет ЦАГИ 11-ЭА проектировался в соответствии с модной тогда концепцией "геликожира" (геликоптера -
автожира), т.е. винтокрылого летательного аппарата, способного взлетать и садиться по-вертолетному, а горизонтальный полет
осуществлять как автожир на авторотирующем винте. Кроме того, подобно крылатым автожирам, новый аппарат должен был иметь
крыло. Предполагалось, что такая схема позволит достичь скоростей близких к
самолетным. На крыле по бокам фюзеляжа были установлены два тянущих пропеллера, которые вращались от установленного в
носу фюзеляжа двигателя и предназначались для создания пропульсивной силы в горизонтальном полете, а также для путевого
управления и балансировки реактивного момента несущего винта на висении, взлете и посадке. Несущий винт имел конструкцию,
аналогичную опробованной на ЦАГИ 5-ЭА. По взлетной массе ЦАГИ 11-ЭА значительно превосходил все построенные до того
времени вертолеты. В середине 1936 года первый в мире винтокрыл ЦАГИ 11-ЭА, разработанный под руководством И.П.Братухина,
был собран и перевезен на Ухтомский аэродром. Начались его наземные испытания. Винтокрыл оказался перетяжеленным, поэтому
было решено заменить самолетное крыло с пропеллером на более легкие фермы с далеко вынесенными рулевыми
винтами вертолета ЦАГИ 1-ЭА. Лишь в декабре 1939 года аппарат, получивший наименование ЦАГИ 11-ЭА ПВ (пропульсивный вариант),
вернулся на аэродром и в октябре 1940 года он наконец поднялся в воздух под управлением Д.И.Савельева. Началась война, и
при эвакуации ЦАГИ 11-ЭА ПВ был разобран. ЦАГИ 11-ЭА ПВ стал последним вертолетом, разработанным и построенным в ЦАГИ. За
1926-1339 годы было построено и испытано три вертолета.
Данные для: ЦАГИ 11-ЭА ПВ
Экипаж: 2, двигатель: 1 x ПД Curtiss Conqueror, 463 кВт (630 л.с.), размах крыла: 11.2м, диаметр ротора: 15.4м, длина: 8.5м, высота: 3.5м, взлетный вес: 2250кг, макс. скорость: 60км\ч, потолок: 50м