ОКБ-55 "302П"
экспериментальный перехватчик
1943

302p-1.jpg, 29K

302p.jpg, 20K

В середине 1940 года в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ), которым в то время руководил А.Костиков, была начата разработка, одного из первых в СССР, реактивного самолета. Проект получил индекс "302", предусматривал использоване комбинированной силовой установки, состоящей из двух маршевых ПВРД и стартового (разгонного) ЖРД. В феврале 1943 года в РНИИ было организовано ОКБ-55 во главе с М.Р.Бисноватом и его заместителем А.А.Андреевым и им было поручено проведение работ по проекту "302". Параллельно с выпуском рабочих чертежей шло строительство деревянного макета. Если планер не вызывал особых сложностей, то ситуация с силовой установкой была очень тревожной. Разработка ПВРД потребовала серьезных исследований, как теоретических, так и экспериментальных. Также выяснилось, что не только отсутствуют работоспособные ПВРД, но и ЖРД не додает тяги. В конечном итоге усилия сконцентрировались на варианте с одним ЖРД РД-14400, получившем к тому времени новое название Д-1-А и уже облетанном на самолете БИ-1. Вынужденный отказ от ПВРД обусловил перекомпоновку крыла в сторону уменьшения размаха с 11,1 м до 9,55 м. Кроме того, центропланные баки вместимостью по 180 л стали теперь служить емкостями для горючего ЖРД. В такой конфигурации перехватчик, получивший обозначение «302П» поступил на испытания в ЛИИ. В ходе десятков полетов в планерном варианте самолет был всесторонне изучен. Его устойчивость и управляемость получили высокую оценку летчиков-испытателей С.Н.Анохина, М.Л.Галлая и Б.Н.Кудрина. В начале 1944-го второй экземпляр «302П» прошел испытания в натурной трубе Т-104 ЦАГИ и стал готов к полетам с включением ЖРД, но, к сожалению, до этого не дошло. В момент полной готовности к установке ракетного двигателя на облетанный планер НКАП принял крайне недальновидное решение о закрытии темы «302». Мотивировалось оно наличием малой серии самолетов БИ-1, а также отсутствием потребности фронтовой авиации и авиации ПВО в ракетном перехватчике с малым радиусом действия. Тактические возможности «302», как впрочем и БИ-1, были крайне малы, зато самолеты являлись первой ступенькой к натурным исследованиям аэродинамики высоких дозвуковых скоростей и могли стать экспериментальной платформой для отработки новых ЖРД. Тем более что ЖРД-ускорители были поставлены на истребителях Ла-7 и Як-3, а ОКБ Н.Н.Поликарпова в мае 1944 года получило задание на ракетный перехватчик с ЖРД РД-2М-3, названный «Малютка» или «изделие 51». Кроме того, удалось довести и ПВРД, которые прошли испытания на БИ-1 №6. В печальной судьбе «302» невозможно обвинить одного человека, поскольку к закрытию темы приложили руку многие видные деятели того времени, существовавшие в атмосфере постоянных аппаратных интриг и сами же ее нагнетавшие. Общим итогом на фоне победоносного окончания войны стало провальное отставание в области реактивной авиации.

302p-s.gif, 20K

Данные для: "302П"

Экипаж: 1, двигатель: 1 х ЖРД РД-14400, 1400 кгс, размах крыла: 9.55м, длина: 8.7м, площадь крыла: 14.8м2, взлётная масса: 3353кг, масса пустого: 1500кг, макс. скорость: до 800км\ч, потолок: до 18000м, дальность: 100км


302p.gif, 20K

Hosted by uCoz