Tуполев AНT-41 / T-1
бомбардировщик, торпедоносец
1936
Разработка самолета началась в августе 1934 года бригадой В.М.Мясищева под общим руководством А.Н.Туполева.
Первый полет самолета состоялся 2 июня 1936 года. Ведущим летчиком-испытателем назначили А.П.Чернавского.
Первый и последующие полеты проходили вполне благополучно - самолет оказался простым в пилотировании, обладал хорошей
устойчивостью и управляемостью. Несчастье произошло в 14-м полете 3 июля 1936 года. На седьмой минуте полета на скорости
290км/ч на высоте около 3000м неожиданно началась вибрация крыла. Пилоты успели покинуть машину, которая, разваливаясь,
падала на землю. Все свидетели сходились в своих оценках - произошел взрыв. Исследование обломков этого не подтвердило.
Дело оказалось в одной из тяг триммера, на которой одним из рабочих по собственной инициативе был спилен сварной шов, и тяга
облагорожена. Именно она разрушилась в полете и инициировала возникновение изгибно-элеронного флаттера, мощные колебания
крыла и разрушение конструкции. Это одна версия. Существует и другая версия: флаттер возник в результате неполной весовой
компенсации элеронов. Но самое главное - в то время еще не была разработана научно-обоснованная методика расчета скорости
возникновения флаттера. Ситуация была сложной, доводка дублера АНТ-41бис задержалась. Вскоре все работы по дублеру и уже
заложенной серии прекратились. А на вооружение ВВС приняли дальний бомбардировщик ДБ-3, созданный под руководством С.В.Ильюшина.
Таким образом, заводские испытания самолета не закончились. АНТ-41 был первым самолетом специально торпедного назначения и с
этой точки зрения представлял большой интерес.
Данные для: AНT-41
Экипаж: 3, двигатели: 2 x M-34ФРН, 1275 л.с., размах крыла: 26.02м, длина: 16.843м, высота: 3.86м, площадь крыла: 86.2м2, взлётная масса: 7500кг, масса пустого: 5230кг, макс. скорость: 340км\ч, потолок: 6000м, дальность: 3000км, вооружение: 3 пулемёта, 1000кг бомб или 1 торпеда ТАНФ-45