Бартини ВВА-14
экспериментальный СВВП-амфибия
1972
Экспериментальный СВВП-амфибия ВВА-14 отличается оригинальной компоновкой и по размерам и взлетной массе
значительно превосходит все построенные у нас и за рубежом СВВП. Разработке СВВП предшествовали многолетние исследования
главного конструктора Р.Л.Бартини и разработанная им «Теория межконтинентального транспорта земли» с оценкой транспортной
производительности судов, самолетов и вертолетов. В результате этих исследований Р.Л. Бартини определил, что оптимальным
транспортным средством является амфибийный аппарат, способный взлетать как вертолет (или с использованием воздушной подушки),
иметь грузоподъемность больших судов, а скорость и оборудование — как у самолетов, и разработал проект СВВП-2500 с взлетной
массой 2500 т в виде летающего крыла с квадратным центропланом и консолями и силовой установкой из подъемных и маршевых
двигателей. Реализацией идей Р.Л.Бартини стал проект противолодочного СВВП-амфибии ВВА-14, разработка которого началась по
постановлению правительства в ноябре 1965 года на Ухтомском вертолетном заводе (УВЗ), а затем была продолжена в ОКБ
Г.М.Бериева в Таганроге, преобразованном позже в авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК). Разработка велась в целях
создания новых авиационных средств борьбы с ракетоносными подводными лодками. Поэтому предполагалось на базе
экспериментальных самолетов создать противолодочный вертикально взлетающий самолет-амфибию, который сможет выполнять задачи
по обнаружению, слежению и уничтожению подводных лодок противника в подводном и надводном положении и использоваться также
как поисково-спасательный, обладая продолжительностью барражирования около четырех часов на удалении 500 км.
После изучения ряда проектов была принята окончательная компоновочная схема СВВП-амфибии ВВА-14, которую можно было
рассматривать как масштабную модель СВВП-2500. ВВА-14 был выполнен по схеме катамарана и имел прямоугольный центроплан с
прямыми консолями, в котором размещались 12 подъемных ТРДД а сверху два маршевыхТРДД. Для обеспечения взлета и посадки на
воду использовалось пневматическое взлетно-посадочное устройство (ПВПУ). Предусматривалась постройка двух СВВП: ВВА-14-1М для
исследований аэродинамической компоновки и систем
на самолетных режимах и ВВА-14-2М для исследований вертикального взлета и посадки и переходных процессов. В июне 1972 года
была завершена постройка первого самолета ВВА-14-1М без подъемных двигателей и поплавков и в июле на аэродроме ТАНТК начались
рулежные испытания самолета, оснащенного колесным шасси, и подлеты, а 4 сентября 1972 года состоялся первый полет с взлетом и
посадкой по-самолетному (летчик-испытатель Ю. М. Куприянов, штурман Л. Ф. Кузнецов). В последующих летных испытаниях до июня
1975 года было выполнено 107 полетов с общим налетом 103 ч и достигнута максимальная скорость 260 км/ч. В 1974 году на СВВП
было установлено пневматическое взлетно-посадочное устройство, состоящее из двух надувных поплавков, проведены его испытания
и 11 июня 1975 года был выполнен первый полет с выпуском и уборкой ПВПУ. В 1974-1975 годах было осуществлено 106 циклов
выпуска и уборки ПВПУ, из них 11 в полетах,
выполнявшихся с аэродрома и с воды. Летные испытания подтвердили аэродинамические расчеты и показали, что у ВВА-14 эффект
воздушной подушки начинает сказываться при посадке уже на высоте 12 м, а особенно
проявляется на высоте выравнивания 8 м, что делает целесообразным использование экранного эффекта. Поэтому первый построенный
самолет ВВА-14-1М, для которого так и не были изготовлены и доведены подъемные двигатели, было решено модифицировать и,
установив на нем в носовой части двигатели для поддува и образования воздушной подушки, использовать его как экраноплан.
Работы эти были выполнены уже после смерти Р.Л.Бартини в 1974 году, но они не получили дальнейшего развития.
Экспериментальный самолет ВВА-14 так и не осуществил вертикальный взлет и остался своеобразным памятником и воплощением
оригинальных конструкторских идей, которые до конца не удалось реализовать, и занимает теперь достойное место на стоянке в
Музее авиации в Монино.
Данные для: ВВА-14
Экипаж: 2, двигатели: 2 х ТРДД Д-30М, 6800кг и 12 х ТРДД РД-36-35ПР, 4400кг, размах крыла: 30.0м, длина: 25,97м, площадь крыла: 2177м2, взлетный вес: 52000кг, вес пустого: 35356кг, максимальная скорость: 760км\ч, крейсерская скорость: 640км\ч, потолок: 8000-10000м, дальность: 2450км