Бериев МБР-5
летающая лодка, разведчик
1935
Самолет был спроектирован заместителем Бериева Самсоновым. Задание Самсонов получил тогда, когда Бериев
находился в командировке в Севастополе, где шли государственные испытания самолета МБР-2. Бериев уделял лишь минимальное
внимание самолету МБР-5, чему в немалой степени способствовали и явно нескладывающиеся взаимоотношения между главным и замом.
Тем не менее, всего за 11 месяцев было завершено проектирование и выпуск рабочих чертежей МБР-5, и в ноябре 1934 года самолет
начали строить в цехах завода № 39. Тогда же НИИ ВС РККА предъявил тактико-технические требования к МБР-5, которые были
утверждены главным инженером ВС РККА. П.Д.Самсонов, конструируя МБР-5, не стал изобретать велосипед. По своей
аэродинамической схеме и компоновочным решениям новый разведчик имел много общего с МБР-2, а его принципиальные отличия от
предшественника заключались в том, что он был почти в полтора раза меньше и являлся гидросамолетом-амфибией, благодаря
наличию убирающегося в корпус лодки колесного шасси. Это шасси значительно упрощало использование МБР-5 и расширяло географию
его применения по сравнению с МБР-2. МБР-5 имел и более совершенные аэродинамические формы, хотя технология производства
по-прежнему оставалась на уровне деревенского кузнеца. 26 сентября 1935 года сияющий свежей краской МБР-5 выкатили из цеха.
3 октября 1935 года после рулежки и проверки управляемости самолета на воде состоялся первый полет продолжительностью 11
минут. Испытания продолжались до 24 декабря 1935 года. Всего был сделан 51 полет и три рулежки общей продолжительностью 9
часов 8 минут. 2 октября при перелете в Севастополь на государственные испытания, при перекладывании рулей на взлете МБР-5
выскочил из воды и при падении «зарылся» носом. От сильного удара носовая часть разрушилась, и машина совершила полный
оверкиль. Экипаж вместе с инженером, проводившим замеры, чудом остался жив. Лишь на третьи сутки МБР-5 удалось поднятьсо дна.
МБР-5 все же восстановили, но командование авиации ВМФ отказалось от проведения летных испытаний, так как ктому времени в
серию был уже запущен МБР-2 с двигателем М-34Н, который по своей мореходности и бомбовой нагрузке превосходил МБР-5.
Да и ЦКБ МС в это время уже готовило к первому полету гидросамолет МДР-5 (ЦКБ МС-4), шли доводки КОР-1, и никому не было дела
до самолета-неудачника.
Данные для: МБР-5
Экипаж: 3, двигатель: 1 x "Райт-Циклон" R-1820-F3, 713 л.с., размах крыла: 15.5м, длина: 11.2м, высота: 4.85м, площадь крыла: 32.5м2, взлётная масса: 3100кг, масса пустого: 2060кг, макс. скорость: 306км\ч, потолок: 2400м, дальность: 750км