Болховитинов С "Спарка"
легкий бомбардировщик
1939
Главная особенность машины заключалась в том, что два двигателя М-103 (960 л.с.) были размещены не в крыле, как
обычно, а один за другим в фюзеляже, с механической передачей от обоих на соосные винты. Вал заднего двигателя проходил
внутри вала переднего, а винты вращались в разные стороны. Проектирование самолета началось в 1936 году. Зимой 1938 года был
построен опытный экземпляр. Летом 1939 года начались заводские испытания. Самолет имел несколько названий: ББС-1 (ближний
бомбардировщик скоростной — первый), ЛБ-С (легкий бомбардировщик — спарка). Государственные же испытания, которые начались
весной 1940 года, он проходил под наименованием «С» 2М-103 (скоростной с двумя моторами М-103). В ходе испытаний опытный
бомбардировщик показал достаточно хорошие данные. Однако первые полеты показали низкие взлетно-посадочные характеристики.
У самолета был большой разбег, после взлета он медленно набирал высоту и скорость. Посадочная скорость и пробег так же были
велики. Испытания завершились в 1940 году. Опытный бомбардировщик не прошел их из-за неудовлетворительных взлетно-посадочных
свойств. Силовая же установка получила положительную оценку. В то же время в отчете отмечалось, что спаренная установка двух
моторов может быть использована для получения высоких скоростей на самолетах-истребителях с толкающими винтами и на
двухмоторных бомбардировщиках. Конструкторам предложили доработать машину с учетом замечаний и пожеланий испытателей.
Повторные заводские испытания доработанной машины показали, что характеристики несколько улучшились. Идея тандемной установки
двигателей внутри фюзеляжа (в целях увеличения полезной мощности и снижения лобового сопротивления) была перспективной.
Поэтому в план опытного самолетостроения на 1941 год была включена разработка одноместного истребителя со спаркой двигателей
М-107. Доводку бомбардировщика и постройку экспериментального истребителя прервала начавшаяся война.
Болховитинов С "Спарка" коллекция фотографий
Данные для: С "Спарка"
Экипаж: 2, двигатель: 2 x М-103, 706 кВт (960 л.с.), размах крыла: 11.4м, длина: 13.2м, площадь крыла: 22.9м2, взлетная масса: 5150кг, максимальная скорость: 570км\ч, потолок: 9000м, дальность: 700км, вооружение: 2 x 12.7мм пулемета БТ, 400кг бомб