Болховитинов ДБ-А
бомбардировщик
1936

db-a.jpg, 28K

db-a-1.jpg, 15K

В 1934 году на заводе № 22 в ходе серийной постройки ТБ-3 было решено капитально модернизировать самолет, чтобы он отвечал новым требованиям. В это время бригадой В.М.Петлякова под общим руководством А.Н.Туполева была начата разработка тяжелого четырехмоторного бомбардировщика ТБ-7. Поэтому с целью выполнения работ по модернизации ТБ-3 на завод пригласили группу преподавателей и инженеров Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского. Было организовано ОКБ, которое возглавил профессор академии Виктор Федорович Болховитинов. При создании бомбардировщика необходимо было уложиться в весьма жесткие технические требования: скорость - не меньше 310км/ч, практический потолок - 6000-7000м, грузоподъемность - до 5000кг. Работы по проектированию и постройке самолета, получившего название ДБ-А (дальний бомбардировщик - академия), велись оперативно, и уже в ноябре 1934 года опытный экземпляр был готов. Его первый полет состоялся в мае 1935 года. Заводские испытания проводились с конца 1935 года по 5 марта 1936 года. Они показали, что ДБ-А с четырьмя моторами АМ-34РН, почти не отличавшийся от ТБ-3 по схеме и размерам, обладал значительно более высокими летными характеристиками. Они были достигнуты благодаря улучшению общей аэродинамики самолета, в частности, использованию гладкой обшивки, полуубираемого шасси, закрытых кабин и стрелковых установок, а также за счет внутренней подвески бомб. Фактически был создан новый самолет, значительно отличавшийся от своего прототипа - бомбардировщика ТБ-3. В мае-июне 1936 года в ходе испытаний, продолженных как государственные, было установлено, что при полетной массе 19500кг ДБ-А мог выполнять горизонтальный полет на двух двигателях на высоте 2500 м, на трех двигателях потолок составлял 5100м. После устранения ряда недостатков и замены двигателей на АМ-34РНВ госиспытания были завершены, а самолет признан перспективным. В ноябре 1936 года на ДБ-А было установлено два международных рекорда набора высоты с коммерческим грузом: 7032м с 10т и 4553м с 13т. В мае 1937 года во время перелета по маршруту Москва - Мелитополь - Москва установлено два мировых рекорда скорости полета с контрольным грузом 5т - 280км/ч и 246км/ч на дистанции 1000км и 2000км соответственно. После некоторых конструктивных улучшений первый опытный экземпляр, получивший обозначение Н-209, принятое для самолетов Управления полярной авиации Главсевморпути, был подготовлен для трансарктического перелета через Северный полюс в Америку. Полет состоялся летом 1937 года. 13 августа с борта самолета были получены радиограммы с сообщением о том, что Северный полюс пересечен, но остановился один из двигателей. После этого связь прервалась. Тщательные поиски велись на протяжении девяти месяцев, но самолет так и не был найден. Несмотря на гибель первого экземпляра, работы по ДБ-А продолжались. На втором самолете ДБ-2А были установлены: новые форсированные двигатели АМ-34ФРН с турбокомпрессорами и винтами изменяемого шага, полностью убирающееся шасси (без "штанов"), новая центральная башенная установка и дополнительно два пулемета ШКАС в специальных кабинах, расположенных в мотогондолах, что обеспечило круговой обстрел. Кроме того, для улучшения обзора кабину пилотов сделали выше. Экипаж бомбардировщика увеличился до 11 человек. В 1938 году были проведены госиспытания и принято решение о серийном производстве. До конца 1939 года было изготовлено 12 из 16 заказанных бомбардировщиков ДБ-2А. Созданный на стыке двух эпох ДБ-А нес в себе слишком много устаревших элементов. Все проведенные модернизации и доработки уже не могли привести его данные в соответствие с резко изменившимися требованиями, и он остался лишь переходным типом к скоростному тяжелому бомбардировщику. Производство ДБ-2А было прекращено в 1940 году ввиду запуска в серию ТБ-7, в полной мере отвечавшего новым запросам. Тем не менее по причине того, что самолет ТБ-7 выпускался с большими перерывами, дважды снимался с производства и опять восстанавливался, планировалось построить еще несколько серий ДБ-2А. На основе ДБ-А в марте 1936 года был создан проект самолета БДД с четырьмя двигателями М-34ФРН (1200 л. с), несколько измененных размеров, с герметическими кабинами и летными данными, аналогичными ТБ-7. В декабре 1939 года разработана модификация ДБ-2А - тяжелый крейсер ТК-1 с мощным вооружением (3 пушки ШВАК, 5 пулеметов ШКАС и 8 снарядов РС) с боезапасом 3000 снарядов и 11 000 патронов.

ДБ-А коллекция фотографий

db-a-s.gif, 24K

Данные для: ДВ-А

Экипаж: 5-8, двигатели: 4 x AM-34ФРН, 660кВт, размах: 39.5м, длина: 24.4м, высота: 8.5м, площадь крыла: 234.5м2, взлетная масса: 19000кг, масса пустого: 14000кг, максимальная скорость: 300км\ч, крейсерская скорость: 260км\ч, потолок: 8000м, дальность: 2450км, вооружение: 8 пулеметов, 3000кг бомб


db-a.gif, 24K

Hosted by uCoz