Болховитинов ДБ-А
бомбардировщик
1936
В 1934 году на заводе № 22 в ходе серийной постройки ТБ-3 было решено капитально модернизировать самолет, чтобы
он отвечал новым требованиям. В это время бригадой В.М.Петлякова под общим руководством А.Н.Туполева была начата разработка
тяжелого четырехмоторного бомбардировщика ТБ-7. Поэтому с целью выполнения работ по модернизации ТБ-3 на завод пригласили
группу преподавателей и инженеров Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского. Было организовано ОКБ, которое
возглавил профессор академии Виктор Федорович Болховитинов. При создании бомбардировщика необходимо было уложиться в весьма
жесткие технические требования: скорость - не меньше 310км/ч, практический потолок - 6000-7000м, грузоподъемность - до 5000кг.
Работы по проектированию и постройке самолета, получившего название ДБ-А (дальний бомбардировщик - академия), велись
оперативно, и уже в ноябре 1934 года опытный экземпляр был готов. Его первый полет состоялся в мае 1935 года. Заводские
испытания проводились с конца 1935 года по 5 марта 1936 года. Они показали, что ДБ-А с четырьмя моторами АМ-34РН, почти не
отличавшийся от ТБ-3 по схеме и размерам, обладал значительно более высокими летными характеристиками. Они были достигнуты
благодаря улучшению общей аэродинамики самолета, в частности, использованию гладкой обшивки, полуубираемого шасси, закрытых
кабин и стрелковых установок, а также за счет внутренней подвески бомб. Фактически был создан новый самолет, значительно
отличавшийся от своего прототипа - бомбардировщика ТБ-3. В мае-июне 1936 года в ходе испытаний, продолженных как
государственные, было установлено, что при полетной массе
19500кг ДБ-А мог выполнять горизонтальный полет на двух двигателях на высоте 2500 м, на трех двигателях
потолок составлял 5100м. После устранения ряда недостатков и замены двигателей на АМ-34РНВ госиспытания были завершены, а
самолет признан перспективным. В ноябре 1936 года на ДБ-А было установлено два международных рекорда набора высоты с
коммерческим грузом: 7032м с 10т и 4553м с 13т. В мае 1937 года во время перелета по маршруту Москва - Мелитополь - Москва
установлено два мировых рекорда скорости полета с контрольным грузом 5т - 280км/ч и 246км/ч на дистанции 1000км и 2000км
соответственно. После некоторых конструктивных улучшений первый опытный экземпляр, получивший обозначение Н-209, принятое для
самолетов Управления полярной авиации Главсевморпути, был подготовлен для трансарктического перелета через Северный полюс в
Америку. Полет состоялся летом 1937 года. 13 августа с борта самолета были получены радиограммы с сообщением о том, что
Северный полюс пересечен, но остановился один из двигателей. После этого связь прервалась. Тщательные поиски велись на
протяжении девяти месяцев, но самолет так и не был найден. Несмотря на гибель первого экземпляра, работы по ДБ-А продолжались.
На втором самолете ДБ-2А были установлены: новые форсированные двигатели АМ-34ФРН с турбокомпрессорами и винтами изменяемого
шага, полностью убирающееся шасси (без "штанов"), новая центральная башенная установка и дополнительно два пулемета ШКАС в
специальных кабинах, расположенных в мотогондолах, что обеспечило круговой обстрел. Кроме того, для улучшения обзора кабину
пилотов сделали выше. Экипаж бомбардировщика увеличился до 11 человек. В 1938 году были проведены госиспытания и принято
решение о серийном производстве. До конца 1939 года было изготовлено 12 из 16 заказанных бомбардировщиков ДБ-2А. Созданный на
стыке двух эпох ДБ-А нес в себе слишком много устаревших элементов. Все проведенные модернизации и доработки уже не могли
привести его данные в соответствие с резко изменившимися требованиями, и он остался лишь переходным типом к скоростному
тяжелому бомбардировщику. Производство ДБ-2А было прекращено в 1940 году ввиду запуска в серию ТБ-7, в полной мере
отвечавшего новым запросам. Тем не менее по причине того, что самолет ТБ-7 выпускался с большими перерывами, дважды снимался
с производства и опять восстанавливался, планировалось построить еще несколько серий ДБ-2А. На основе ДБ-А в марте 1936 года
был создан проект самолета БДД с четырьмя двигателями М-34ФРН (1200 л. с), несколько измененных размеров, с герметическими
кабинами и летными данными, аналогичными ТБ-7. В декабре 1939 года разработана модификация ДБ-2А - тяжелый крейсер ТК-1 с
мощным вооружением (3 пушки ШВАК, 5 пулеметов ШКАС и 8 снарядов РС) с боезапасом 3000 снарядов и 11 000 патронов.
ДБ-А коллекция фотографий
Данные для: ДВ-А
Экипаж: 5-8, двигатели: 4 x AM-34ФРН, 660кВт, размах: 39.5м, длина: 24.4м, высота: 8.5м, площадь крыла: 234.5м2, взлетная масса: 19000кг, масса пустого: 14000кг, максимальная скорость: 300км\ч, крейсерская скорость: 260км\ч, потолок: 8000м, дальность: 2450км, вооружение: 8 пулеметов, 3000кг бомб