Григорович M-24
летающая лодка
1923
Работа над проектом летающей лодки - разведчика Григорович М-24 началась в Петрограде в апреле 1922 года.
Двухстоечный биплан с крыльями неодинакового размаха М-24, разрабатывавшийся на основе моделей М-9 и М-15, имел
усовершенствованную конструкцию корпуса и крыльев, элероны были установлены и на верхнем, и на нижнем крыле. Хвостовое
оперение имело типичную для Григоровича конструкцию, двигатель Renault водяного охлаждения мощностью 164 кВт (220 л.с.)
размещался в обтекаемой гондоле с лобовым радиатором, которая крепилась к верхнему крылу. Летчик и наблюдатель сидели рядом в
открытой кабине, защищенной одним большим лобовым козырьком. Самолет М-24, прошедший испытания весной 1923 года, в следующем
году поступил в серийное производство; было заказано 40 машин. Летные данные разочаровывали: максимальная скорость достигала
всего 130 км/час, а практический потолок - 3500 м. Жалобы на дефекты М-24 привели к созданию варианта М-24бис (построено 20
машин). В конструкцию были внесены усовершенствования и установлен двигатель Рено мощностью 194 кВт (260 л.с.). Вес с полной
нагрузкой увеличился на 50 кг по сравнению с 1750 кг варианта М-24. Машины М-24 и М-24бис стали последними морскими
самолетами Григоровича, строившимися серийно.
Данные для: M-24бис
Экипаж: 2, двигатель: 1 x Renault, 194кВт, размах крыла: 16.0м, длина: 9.0м, площадь крыла: 55.0м2, взлётная масса: 1700кг, масса пустого: 1200кг, макс. скорость: 140км\ч, потолок: 4000м, вооружение: 1 x 7.62мм пулемёта, 100кг бомб