Григорович M-5
летающая лодка
1915
Карьера Дмитрия Павловича Григоровича началась в Санкт-Петербурге. В 1913 году в возрасте 30 лет он создал
двухместную летающую лодку М-1 с ротативным двигателем Gnome мощностью 37 кВт (50 л.с.) с толкающим винтом. Через год
появились модели М-2 с двигателем Clerget мощностью 59 кВт (80 л.с.) и М-3 с двигателем Gnome-Monosoupape мощностью 74 кВт
(100 л.с.). Первой успешной летающей лодкой стала М-4 (или Щ-4), четыре экземпляра которой были построены в 1914 году. В 1915
году появилась модель Григорович М-5 (другое обозначение ЩМ-5). Эта летающая лодка представляла собой двухсекционный биплан
с крыльями неодинакового размаха и однореданным деревянным корпусом, причем последний имел фанерную обшивку, а крылья и
хвостовое оперение - полотняную. Позади редана корпус резко сужался почти до размера киль-балки и поддерживал хвостовое
оперение, состоявшее только из киля и руля направления, которые крепились с помощью сложной системы подкосов и расчалок.
Двигатель Гном-Моносупэйп с толкающим винтом находился между крыльями. Летчик и наблюдатель размещались рядом в большой
кабине перед крыльями, последний управлял пулеметом Vickers калибра 7,62 мм, установленным на шкворне. Было построено около
300 машин М-5. Они продемонстрировали эффективность и прочность конструкции, работая при ненастной погоде и неспокойном море.
Данные для: M-5
Экипаж: 2, двигатель: 1 x Gnome-Monosoupape, 100 л.с., размах крыла: 13.62м, длина: 8.6м, площадь крыла: 37.9м2, взлётная масса: 960кг, масса пустого: 660кг, макс. скорость: 105км\ч, потолок: 2300м, продолжительность: 4 часа, вооружение: 1 x 7.62мм пулемёт.