Яковлев Як-13
легкий, многоцелевой
1945
ОКБ А.С.Яковлева в феврале 1945-го выпустило в инициативном порядке связной Як-13, имевший первоначально
обозначение Як-12, которое впоследствии носил совершенно другой аппарат. Следуя уже сложившейся доброй традиции, ОКБ
разработало машину многоцелевую: война явно шла к концу, и хороший лимузин мог потребоваться во многих случаях. Як-13
представлял собой связной пассажирский моноплан, имеющий комфортабельную кабину с мягкими креслами и отделением для багажа.
Он снабжен убирающимся шасси, ориентирующимся и стопорящимся хвостовым колесом, посадочным щитком, тормозами, воздушным
самопуском двигателя. Як-13, благодаря высокой скорости и надежному двигателю, можно было использовать и для воздушных
сообщений на линиях, где применение большихдвухмоторных самолетов неэкономично, а порой и невозможно. Як-13 проектировался
в 1944 году под руководством ведущего инженера К.Синельщикова. В ноябре-декабре 1944 года Як-13 успешно прошел полные
статические испытания по нормам прочности 1943 года, как пассажирский самолет, относящийся к классу "В", с наибольшим
коэффициентом эксплуатационной перегрузки 4,4. Расчетная полетная масса Як-13 - 1310кг, максимальная скорость - 250км/ч.
Можно сказать, что Як-13 - это развитие УТ-2 в направлении увеличения грузоподъемности, в то время как Як-18 - его развитие
как учебного самолета. В феврале 1945-го Яковлев докладывал в Наркомат авиационной промышленности о готовности Як-13 к первому
полету. В это время самолет все еще называли "Як-12" или "пассажирский низкоплан №12". Ведущими на этапе заводских летных
испытаний (с февраля по июнь 1945-го) были инженер А.Дружинин, летчик М.Павлов и механик О.Яницкий. После заключительного
полета Михаил Павлов записал: " Як-13, благодаря хорошему обзору, простому и легкому управлению и хорошей устойчивости,
является прекрасным штабным самолетом. Для взлета и посадки вполне достаточна площадка, годная для самолета УТ-2. Большое
удобство и безопасность представляет запуск мотора сжатым воздухом, осуществляемый из кабины.
Данные для: Як-13
Экипаж: 1, пассажиров: 3, двигатель: 1 x М-11ФМ, 107 кВт (145 л.с.), размах крыла: 11.5м, длина: 8.45м, площадь крыла: 22.0м2, взлётная масса: 1230кг, масса пустого: 868кг, макс. скорость: 245км\ч, крейсерская скорость: 160км\ч, потолок: 4000м, дальность с макс. запасом топлива: 815км