Яковлев Як-13
легкий, многоцелевой
1945

jak-13.jpg, 22K

jak-13-1.jpg, 29K

jak-13-2.jpg, 29K

ОКБ А.С.Яковлева в феврале 1945-го выпустило в инициативном порядке связной Як-13, имевший первоначально обозначение Як-12, которое впоследствии носил совершенно другой аппарат. Следуя уже сложившейся доброй традиции, ОКБ разработало машину многоцелевую: война явно шла к концу, и хороший лимузин мог потребоваться во многих случаях. Як-13 представлял собой связной пассажирский моноплан, имеющий комфортабельную кабину с мягкими креслами и отделением для багажа. Он снабжен убирающимся шасси, ориентирующимся и стопорящимся хвостовым колесом, посадочным щитком, тормозами, воздушным самопуском двигателя. Як-13, благодаря высокой скорости и надежному двигателю, можно было использовать и для воздушных сообщений на линиях, где применение большихдвухмоторных самолетов неэкономично, а порой и невозможно. Як-13 проектировался в 1944 году под руководством ведущего инженера К.Синельщикова. В ноябре-декабре 1944 года Як-13 успешно прошел полные статические испытания по нормам прочности 1943 года, как пассажирский самолет, относящийся к классу "В", с наибольшим коэффициентом эксплуатационной перегрузки 4,4. Расчетная полетная масса Як-13 - 1310кг, максимальная скорость - 250км/ч. Можно сказать, что Як-13 - это развитие УТ-2 в направлении увеличения грузоподъемности, в то время как Як-18 - его развитие как учебного самолета. В феврале 1945-го Яковлев докладывал в Наркомат авиационной промышленности о готовности Як-13 к первому полету. В это время самолет все еще называли "Як-12" или "пассажирский низкоплан №12". Ведущими на этапе заводских летных испытаний (с февраля по июнь 1945-го) были инженер А.Дружинин, летчик М.Павлов и механик О.Яницкий. После заключительного полета Михаил Павлов записал: " Як-13, благодаря хорошему обзору, простому и легкому управлению и хорошей устойчивости, является прекрасным штабным самолетом. Для взлета и посадки вполне достаточна площадка, годная для самолета УТ-2. Большое удобство и безопасность представляет запуск мотора сжатым воздухом, осуществляемый из кабины.

jak-13.gif, 34K

Данные для: Як-13

Экипаж: 1, пассажиров: 3, двигатель: 1 x М-11ФМ, 107 кВт (145 л.с.), размах крыла: 11.5м, длина: 8.45м, площадь крыла: 22.0м2, взлётная масса: 1230кг, масса пустого: 868кг, макс. скорость: 245км\ч, крейсерская скорость: 160км\ч, потолок: 4000м, дальность с макс. запасом топлива: 815км


jak-13-1.gif, 24K

Hosted by uCoz