Яковлев Як-25РВ
высотный разведчик
1959
Об этом самолете и по сей день ходит много разговоров и слухов, не ясно для чего он все же предназначался.
Як-25РВ создавался в соответствии с постановлением правительства от 16 апреля 1958 года. Документ был настолько важным, что
на нем стояло сразу два грифа: "Совершенно секретно" и "Особой важности". Проектом этого постановления предписывалось
разработать одноместный высотный разведчик для отработки перехвата разведчиков с дозвуковыми скоростями на базе Як-25Р с
прямым крылом, двумя двигателями Р11-300 со следующими данными: практический потолок 20 000...21 000 м, максимальная скорость
на высоте 15 000 м - 900 км/ч, на высоте 20 000 м - 800 км/ч, дальность полета на высоте 20 000 м - 2500 км, на высоте
13 000...14 000 м - 5000 км. Предусматривалась установка пушки НР-23 с боекомплектом 50 патронов и аэрофотоаппарата АФА-40
для плановой съемки. Кроме того, до июня 1958 года ГКАТ и Министерство обороны обязывались предоставить в правительство
предложения по использованию Як-25РВ для борьбы с дрейфующими аэростатами, а также в варианте радиоуправляемого
самолета-мишени. Первую машину построили в варианте самолета-цели. Заводские испытания проходили в период с марта по август
1959 года (летчик-испытатель В.П. Смирнов). 13 и 29 июля 1959 года В.П.Смирнов установил на Як-25РВ под обозначением "РВ" два
мировых рекорда высоты - 20 456 м с грузом 1000 кг и 20 174 м с грузом 2000 кг. Як-25РВ можно считать совершенно новой
машиной - по сравнению с Як-25Р на нем изменили всю компоновку. Двухместную кабину экипажа переделали в одноместную. Вместо
стреловидного крыла установили прямое без механизации. Двигатели АМ-9 заменили на высотные Р11В-300. Крыльевые опоры шасси
стали убираться против направления полета. Стабилизатор сделали переставным, а управление элеронами, рулем высоты и механизмом
поворота носового колеса - с помощью гидроусилителей. Сняли тормозные щитки, предусмотрев в правом борту фюзеляжа место для
установки пушки НР-23. Самолет оказался удобным в эксплуатации. Но из-за отсутствия светотехнического оборудования,
антиобледенительной системы, а также из-за неукомплектованности радиооборудованием он мог эксплуатироваться только в простых
метеоусловиях. Самолет-цель не мог совершать горизонтальный полет на высотах 12 000...16 000 м с убранным шасси из-за
чрезмерной тяги двигателей на режиме малого газа и ограничений по скоростному напору. Строился не большой серией, на заводе в
Улан-Удэ, за период с 1961 по 1965 года было выпущено 155 самолетов типа Як-25РВ всех модификаций. Самолет находился на
вооружении до начала 70-х годов, после чего был заменен самолетами МиГ-25. По некоторым данным, самолет пилоторовался на
высотах до 20000м со значительным трудом - разница между максимальной и минимальной скоростями составляла всего 10км\ч.
Полеты самолета фиксировались над Восточной Азией, Ближним Востоком, странами НАТО.
Як-25РВ коллекция фотографий
Данные для: Як-25РВ-1
Экипаж: 1, двигатели: 2 x ТРД Р11В-300, 3900кгс, размах крыла: 23.5м, площадь крыла: 55.0м2, взлётная масса: 10635кг, масса пустого: 6285кг, макс. скорость: 850км\ч, потолок: 20500м, дальность: 3000км, макс. продолжительность полета: 5часов 30мин