Яковлев Як-30 / Як-32
учебно-тренировочный, спортивный
1960
Испытания самолета Як-30 проведены в период с июля по
август 1960 года, в декабре того же года были начаты госиспытания самолета.
Всего было построено: Як-30 - 4 экз.; Як-32 - 3 экз.
Постановлением Правительства от 4 февраля 1959 года предписывалось разработать на базе Як-104(Як-30)
спортивно-пилотажный самолет с возможностью выполнения обратного пилотажа. Этот проект получил
вскоре обозначение Як-32.
В июле-августе 1960 года на аэродроме в Монино проводились сравнительные испытания Як-30, L-29 из
Чехословакии и TS-11 из Польши. Несмотря на рекомендации специалистов принять на снабжение
авиаучилищ самолет Як-30, предпочтение было отдано самолету L-29. Специалисты указывали, что при
одинаковых затратах можно построить 1000 Як-30 и только 700 L-29.
Один Як-30 был переоборудован в феврале 1963 года в командный пункт для обеспечения посадки самолета
Як-25РВ-2, другой экземпляр Як-30 потерпел катастрофу 8 сентября 1965 года. Два других экземпляра Як-
30 попали в МАИ. Один самолет Як-30 сохранился в музее ОКБ.
На самолетах Як-30 и Як-32 было установлено несколько мировых рекордов
(высказывалось мнение, что двигатель РУ19-300 был форсирован для проведения рекордных полетов).
Як-30 / Як-32 коллекция фотографий
Данные для: Як-30
Экипаж: 2, двигатель: 1 x ТРД РУ-19, 8.8кН, размах крыла: 9.8м, длина: 9.3м, площадь крыла: 14.3м2, взлётная масса: 2500кг, макс. скорость: 660км\ч, потолок: 14000м, дальность с макс. нагрузкой: 965км