Mикоян/Гуревич аналог "ЭПОС"
экспериментальный
1976
Изделие 105-11 - летный аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолета (ЭПОС), создавался
в рамках программы "Спираль" по Приказу МАП от 30 июля 1965 года. В конце 1965 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о
создании Воздушно - орбитальной системы (ВОС): Экспериментальный комплекс пилотируемого орбитального самолета "Спираль"
включал в себя одноместный воздушно-космический самолет многоразового использования (изд.105) и самолет-разгонщик (изд.205),
с борта которого должен был производиться запуск ЭПОС на орбиту. Гиперзвуковой самолет - разгонщик ГСР разработки ОКБ
А.Н.Туполева должен был разгонять воздушно-орбитальный самолет до числа М=6, далее ВОС стартовал бы со спины ГСР и
доразгонной ракетой выводился на орбиту. Первоначально было решено создать экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет
ЭПОС, выводимый на орбиту ракетой Р-7. Для возвращения на Землю и совершения предпосадочного маневра изд.105 имело
"самолетную" компоновку - оно выполнялось по схеме низкоплана - "бесхвостки" интегральной схемы с треугольным крылом,
консоли которого имели значительный угол поперечного V, несущим фюзеляжем с закругленным носком, вертикальным оперением и
обычными органами управления (элероны, руль направления), имело традиционный "самолетный" турбореактивный двигатель
РД36-35К тягой 2000 кгс и шасси. Для управления самолетом на орбите и в атмосфере на гиперзвуковых и сверхзвуковых скоростях
имелись модули газодинамического управления (малоразмерные жидкостно-реактивные двигатели в двух блоках по три сопла тягой
16 кгс и пять сопел тягой 1 кгс), а для маневров на орбите и схода с нее - ЖРД тягой 1500 кгс с двумя дополнительными
камерами тягой по 40 кгс. Все двигатели размещались в хвостовой части фюзеляжа. Для защиты фюзеляжа от термодинамического
нагрева при входе в атмосферу в конструкции был предусмотрен стальной термостойкий экран. Кабина летчика выполнялась в виде
спасаемой (отстреливаемой) в аварийной ситуации герметичной металлической капсулы, покрытой слоем теплоизоляции.
В 1966 году было принято решение о постройке аналога ЭПОС - изд.105-11 (с ТРД, но без ЖРД и газодинамического управления) для
атмосферных испытаний аппарата на дозвуковых скоростях при сбросе его с соответствующим образом переоборудованного самолета
Ту-95КМ. К постройке аналога приступили в 1968 году, а сборка завершилась в 1974 году. Для обеспечения взлета
изд.105-11 с аэродрома лыжи на основных опорах шасси заменили на колеса. 11 октября 1976 года летчик-испытатель А.Г.Фастовец
поднял самолет в воздух, совершив перелет с одной грунтовой ВПП на другую. Перелет протяженностью 19 км проходил на высоте
560 м. В следующем году приступили к полетам на подвеске у самолета Ту-95КМ. Первый отцеп от него в воздухе на высоте 5000 м,
управляемый полет с работающим ТРД и посадку на аэродром Фастовец выполнил 27 октября 1977 года. Всего было выполнено 8 таких
полетов. Затем для проведения второго этапа испытаний была произведена замена колесного шасси на лыжное.
В 1978 году дозвуковые летные испытания изд.105-11 по определению ЛТХ при отцепе от самолета-носителя были завершены. В
последнем полете в сентябре 1978 года самолет был поврежден при посадке. С 1976 года в СССР развернулось проектирование
принципиально иного типа воздушно-космического самолета - "Бурана", и к 1979 году все работы по теме "Спираль" и изд.105 были
прекращены.
Данные для: аналог "ЭПОС"
Экипаж: 1, двигатель: 1 х ТРД РД-36-35К, 2000 кгс, размах крыла: 7.4(6.4)м, длина: 8.5м, высота: 3.5м, взлётная масса: 4220кг