Петляков / Мясищев Пe-2УТ
учебно-тренировочный
1942
В июле-августе 1942 года на заводе № 22 изготовили два новых учебных самолета. Старые рабочие места летчика
и штурмана остались почти без изменений, однако стрелковая установка ФТ демонтировалась, а поверх фюзеляжа за фонарем
основной кабины крепился фанерный гаргрот. Над центропланом размещалась кабина инструктора, прикрытая прозрачным фонарем
с подобным же фанерным обтекателем в задней части. Начиная с сентября 1943 года, когда в НИИ ВВС закончились контрольные
испытания учебного Пе-2 заводской с двумя моторами М-105ПФ и винтами ВИШ-61П, машину стали официально именовать УПе-2
(до этого применялись названия «Пе-2 учебный» или «Пе-2УТ»). Недостатком учебного варианта Пе-2 было и неполное приборное
оборудование в кабине инструктора. Так, отсутствие авиагоризонта сильно усложняло полеты в облаках и ночью. Еще одним
недостатком УПе-2 было то, что попасть в кабину инструктора зимой по скользкой поверхности крыла было очень сложно. В
соответствии с постановлением ГКО в июне 1945 года завод № 22 прекратил выпуск боевых вариантов Пе-2 и полностью перешел на
производство УПе-2. В августе 1945 года в НИИ ВВС прошел испытания серийный самолет №20/501 послевоенного выпуска. Оценка
НИИ в связи с неполной реализацией требований ВВС к машине была негативной, и контрольных испытаний самолет не выдержал.
После этого началось постепенное свертывание производства УПе-2, которое практически прекратилось к декабрю 1945 года,
хотя самолеты УПе-2 еще долго летали в учебных частях вместе с УТБ, созданным на базе Ту-2. Всего был построен 671
учебно-тренировочный Пе-2, на них прошли обучение 6-7 тысяч экипажей ближних бомбардировщиков.
Данные для: Пe-2УТ
Экипаж: 2-4, двигатели: 2 x ВК-105ПФ, 920 кВт (1250 л.с.), размах крыла: 17.6м, длина: 12.6м, высота: 3.93м, площадь крыла: 40.80м2, взлётный вес: 7344кг, вес пустого: 5956кг, макс. скорость: 512км\ч, потолок: 8700м, дальность: 1200км