Москалев САМ-13
экспериментальный истребитель
1940

mosk_sam-13.jpg, 30K

В конце 30-х годов авиаконструкторы были заняты поиском оптимальных аэродинамических форм истребителя для получения максимально возможных скоростей при определенной мощности силовой установки. Решая эту проблему, А.С.Москалев избрал нетрадиционную компоновку истребителя — двухбалочную схему с двумя двигателями, установленными по оси самолета, и кабиной летчика между ними. В начале 1940 года была построена экспериментальная машина, получившая обозначение САМ-13. Самолет имел деревянную конструкцию и фанерную обшивку. В поперечном сечении фюзеляж был минимальных размеров. Для снижения сопротивления все поверхности самолета были тщательно отполированы. По расчетам максимальная скорость полета могла достигнуть 680 км/ч, что было бы рекордным при данной схеме и мощности. Заводские испытания в основном подтвердили расчеты конструкторов. Самолет легко отрывался от земли, был устойчив в воздухе, хорошо слушался управления. Однако были у него и недостатки, обусловленные схемой и размерами самолета — трудная посадка, большие разбег и пробег, недостаточная скороподъемность. Кроме этого, самолету не удалось развить расчетную скорость, поскольку не была отлажена система уборки передней ноги шасси. Но даже с неубранным шасси истребитель САМ-13 показал скорость 560 км/ч! Полеты на максимальной скорости с убранным шасси планировалось выполнить после продувки машины в аэродинамической трубе. К сожалению, такие исследования заняли много времени. Самолет прошел их успешно, но дальнейшие полетные испытания из-за начавшейся Великой Отечественной войны продолжить не удалось. Требовалась доводка системы уборки шасси, а главное — уже первые воздушные бои показали, что истребители должны иметь пушечное вооружение. Поэтому работы над истребителем-перехватчиком САМ-13 в 1941 году были прекращены. По аналогичной аэродинамической схеме в 1939 году в Голландии был построен опытный истребитель Fоkkеr D.ХХIII. Он отличался большими размерами и двухкилевым оперением. С двумя 12-цилиндровыми двигателями суммарной мощностью 740 л/с, он развил максимальную скорость всего лишь 524 км/ч.

mosk_sam-13-s.gif, 23K

Данные для: САМ-13

Экипаж: 1, двигатель: 2 x МВ-6, 162 кВт (220 л.с.), размах крыла: 7.3м, длина: 7.85м, площадь крыла: 9.0м2, взлётная масса: 1183кг, масса пустого: 754кг, макс. скорость: 680км\ч, потолок: 10000м, дальность: 850км, вооружение: 4 х 7.62мм пулемета ШКАС


mosk_sam-13.gif, 31K

Hosted by uCoz