Москалев САМ-5
пассажирский, санитарный
1933
В 1932 году группой инженеров-энтузиастов под руководством главного конструктора А.С. Москалева был
спроектирован пятиместный пассажирский самолет САМ-5 с двигателем М-11 (100 л.с.), который стал одним из первых
цельнометаллических легкомоторных многоместных самолетов. Опытный экземпляр был изготовлен в 1933 году на строящемся
Воронежском авиазаводе. Самолет обладал хорошими летными качествами, расчетная скорость была достигнута. В то время
дюралюминий являлся очень дефицитным материалом, и с целью снижения себестоимости следующий самолет, получивший обозначение
САМ-5бис, построили целиком из дерева. Он был спроектирован по заданию Глававиапрома в 1936 году. В отличие от CAM-5,
особенностью новой машины было подкосное крыло. После завершения официальных испытаний в 1937 году было санкционировано
серийное производство 37 самолетов, большинство из которых было выполнено в санитарном варианте, вмещавшем трех пациентов и
одного сопровождающего. В 1937 году был изготовлен вариант САМ-5-2бис, отличавшийся несколько уменьшенными размерами крыла.
Его успешно испытали в НИИ Аэрофлота и рекомендовали к производству в качестве транспортного и пассажирского самолета. В
сентябре 1937 года летчики Воронежского аэроклуба совершили на САМ-5-2бис дальний беспосадочный перелет Москва — Красноярск.
За 17 ч 59 мин со средней скоростью 200 км/ч они преодолели расстояние 3513 км. При этом был установлен международный рекорд
дальности, побитый лишь в 1949 году американским летчиком Вильямом Оудом. Официальные испытания привели к заказу 200
экземпляров САМ-5-2бис в санитарном варианте, но из-за враждебного отношения к конструктору наркома Л.Кагановича они
построены не были.
Данные для: САМ-5 бис
Экипаж: 1, пассажиров: 4-5, двигатель: 1 x М-11, 75кВт (100 л.с.), размах крыла: 12.5м, длина: 8.0м, площадь крыла: 24.0м2, взлётная масса: 1219кг, макс. скорость: 178км\ч, потолок: 2800м, дальность: 900км