Поликарпов ИТП
истребитель тяжелый пушечный
1942

pol_itp.jpg, 30K

pol_itp-1.jpg, 21K

В ноябре 1940 года ОКБ Н.Н. Поликарпова приступило к проектированию истребителя с мощным пушечным вооружением, получившего обозначение ИТП (истребитель тяжелый пушечный). Самолет предназначался для ведения воздушного боя, сопровождения бомбардировщиков и нанесения ударов по наземным целям. Истребитель разрабатывался под два варианта вооружения. По первому из них на машину должны были устанавливаться одна 37-мм мотор-пушка ШК-37 с боезапасом 50 снарядов и две синхронные 20-мм пушки ШВАК с общим боезапасом 400 снарядов. По второму варианту самолет оснащался более легкой 20-мм пушкой, боезапас увеличивался до 200 снарядов. Также предполагалось подвешивание бомбового или ракетного вооружения. В мае-октябре 1941 года был построен первый экземпляр тяжелого пушечного истребителя М-1 с двигателем М-107П взлетной мощностью 1400 л.с. Поскольку конструкторское бюро было эвакуировано, самолет совершил первый полет только 23 февраля 1942 года. Летные испытания машины довести до конца не удалось, так как опытный мотор часто выходил из строя В конце 1942 года опытный экземпляр истребителя перевезли в Москву. На него установили двигатель М-107ПА (мощность 1650 л.с.), 37-мм пушку заменили новой более легкой 20-мм. В августе 1943 года по приказу НКАП машину подвергли статическим испытаниям, во время которых она выдержала 100% нагрузку. После этого выпускать истребитель в полет было нельзя. В дальнейшем самолет М-1 использовался в качестве вентилятора на моторно-испытательной станции завода. Было решено готовить истребитель к серийному производству. Однако двигатель М-107ПА требовал доработки. В связи с этим конструкторами был разработан второй вариант самолета с мотором АМ-37. Его вооружение состояло из трех синхронных 20-мм пушек ШВАК. Истребитель получил обозначение ИТП М-2. Машину построили в 1942 году в эвакуации и в декабре перевезли в Москву, где она была модифицирована под двигатель АМ-39А (1800 л.с.). Первый полет истребитель М-2 совершил 23 ноября 1943 года. Первые же полеты показали, что ИТП после некоторых доработок может войти в число лучших пушечных фронтовых истребителей. Однако в связи с тем, что на заводах Советского Союза уже был налажен серийный выпуск самолетов с похожими летными данными, работы над истребителем М-2 прекратили. Хотя ни один из вариантов тяжелого пушечного истребителя конструкторскому коллективу Н.Н. Поликарпова до серийного производства довести не удалось, накопленный при работе над ними опыт принес несомненную пользу другим КБ. Опытные двигатели, под которые проектировались изделия М-1, М-2, были позднее доработаны и использовались на самолетах Як-3, Як-9 и Ту-2. Размещение радиаторов в крыле, впервые проверенное на изделиях « М », было признано перспективным. Это же в значительной степени относится и к вооружению самолетов. Комбинация, состоящая из трех пушек, впоследствии стала общепринятой на истребителях, в том числе реактивных, и использовалась на протяжении почти двадцати лет.

Поликарпов ИТП коллекция фотографий

pol_itp-s.gif, 20K

Данные для: ИТП М-2

Экипаж: 1, двигатель: 1 x АM-39А, 1324 кВт (1800 л.с.), размах крыла: 10.0м, длина: 9.2м, площадь крыла: 16.5м2, взлётная масса: 3570кг, масса пустого: 2960кг, макс. скорость: 655км\ч, потолок: 11500м, дальность: 980км, вооружение: 3 x 20мм пушки ШВАК, 4 x 100кг бомбы или 8 РС-82


pol_itp.gif, 41K

Hosted by uCoz