Поликарпов Р-5/P-Z
разведчик, многоцелевой
1928
Лётные ипытания Р-5 начались в 1928 году. Выпускался серийно с 1931 по 1937 год. Всего построено
около 7000 экземпляров в 14 модификациях. Модификации П-5, ПР-5, ПР-5бис строились серийно. Эксплуатировался даже
в после военное время в Аэрофлоте под маркой П-5. Последний член семейства Р-5, известный также как Р-Зет (R-Zet) имел новый
фюзеляж с увеличенным поперечным сечением и измененным расположением экипажа. Кабина пилота была наполовину закрыта
складывающимися стеклянными боковыми панелями, и, за исключением времени стрельбы из пулемета ШКАС калибра 7,62 мм,
наблюдатель размещался под фонарем, имевшим неподвижную и сдвигающуюся секции. Шасси, вертикальное оперение и верхнее крыло
имели измененную конструкцию, был установлен более мощный двигатель M-34Н. Проектирование началось в 1933 году. Первый полет
- в январе 1935 года. Производство завершилось весной 1937 года после постройки 1031 экземпляра. Самолет Р-Z хорошо проявил
себя в воздушных боях с японцами на Дальнем Востоке в 1939 году и во время гражданской войны в Испании на стороне республиканцев.
В Испанию было поставлено 62 самолета Р-Z. В конце боевых действий 36 самолетов Р-Z попали в руки националистов. Модель Р-Z
была известна в Испании под обозначением "Наташа". Хотя самолет был устаревшим, он оставался на службе в некоторых полках
легких бомбардировщиков к моменту нападения на Советский Союз в июне 1941 года. До замены штурмовиками Ил-2 они использовались
для непосредственной поддержки войск.
Р-5/P-Z коллекция фотографий
Данные для: Р-5
Экипаж: 2, двигатель: 1 x M-17, 370 кВт (500 л.с.), размах крыла: 15.5/12.0м, длина: 10.6м, высота: 3.6м, площадь крыла: 50.2м2, взлётный вес: 3351кг, масса пустого: 2108кг, макс. скорость: 230км\ч, потолок: 6150м, дальность: 600км, вооружение: 3 пулемёта, 250кг бомб.