Щербаков Ще-2
транспортный
1942
К началу Великой Отечественной войны на вооружении транспортной авиации ВВС состояли воздушные корабли ТБ-3
(Г-2) и Ли-2, а также многоцелевые легкомоторные машины У-2 (По-2). Они на порядок отличались друг от друга по
грузоподъемности (ГБ-3 и Ли-2 - 2000-4000 кг, По-2 - 400 кг), а легкого и экономичного самолета для среднего диапазона масс
перевозимых грузов (600— 1200 кг) фактически не было. По этой причине возникла необходимость в создании массового самолета
средней грузоподъемности для обслуживания частей действующей армии. Решением данной проблемы по собственной инициативе
занялась группа инженеров под руководством Алексея Яковлевича Щербакова. В 1941 году Щербаков был директором и одновременно
главным конструктором авиаремонтного завода, на котором не только производился ремонт самолетов, но и выпускались специальные
крыльевые контейнеры к самолетам У-2 и Р-5 для перевозки небольших грузов и плоскостей истребителей. Щербаков предложил
создать специальный транспортный самолет, предназначенный для перевозки грузов средних габаритов. Поначалу интерес к проекту
проявила только морская авиация. Осенью 1941 года была начата разработка, и в начале февраля 1942 года опытный экземпляр
машины, получивший обозначение ТС-1 (транспортный самолет — первый), совершил первый полет. ТС-1 предназначался для перевозки
любых авиадвигателей (рядных и звездообразных), крыльев и узлов самолетов, малых противотанковых пушек и прочих негабаритных
грузов массой до 1000 кг на посадочные площадки ограниченных размеров. Такие перевозки были очень важны в условиях войны,
когда срочный ремонт боевых самолетов приходилось выполнять на полевых аэродромах и базах. В августе 1943 года летные
испытания завершились, и Наркомат авиапромышленности принял решение об организации серийного производства самолетов под
маркой Ще-2. Выпуск начался в октябре, а головная машина была готова летом 1944 года. Всего до начала 1946 года удалось
построить несколько сотен самолетов этого типа. Ще-2 был доступен и прост в эксплуатации для персонала средней квалификации.
Однако мощности двух моторов по 100 л.с. для перевозки груза весом около 1000 кг было недостаточно. В сущности это был
мотопланер с нереализованными возможностями самолета. Ще-2 требовались двигатели в 150—200 л.с, но серийно такие моторы не
выпускались. Фронтовые летчики негативно отнеслись к новому самолету. Про Ще-2, имевший характерный внешний вид, была даже
придумана следующая загадка: «Нос Ли-2, хвост Пе-2, моторы У-2, летит едва». Тем не менее, в зависимости от обстановки и
выполняемой задачи, Ще-2 применялся как транспортный (до 16 человек), грузовой (до 1000 кг груза), санитарный (11 носилок);
также использовался для подготовки парашютистов (9 десантников) и обучения экипажей бомбардировщиков. Кроме того, в 1945 году
был создан единственный экземпляр сельскохозяйственного варианта. Этот самолет имел облегченную конструкцию с уменьшенным
крылом. На него были установлены дизельные двигатели GMC от американского танка. Также был разработан, но не реализован
проект двухфюзеляжного Ще-2 с тремя моторами М-11Д. В мае 1945 года на одном из самолетов Ще-2 в Москву была доставлена
кинохроника последних уличных боев в Берлине. Самолет иногда использовался для транспортных перевозок и в послевоенное время.
Данные для: Ще-2
Экипаж: 2, пассажиров: 19, двигатели: 2 x М-11Д, 115 л.с., размах крыла: 20.54м, длина: 14.27м, площадь крыла: 64.0м2, взлётная масса: 3700кг, масса пустого: 2235кг, макс. скорость: 157км\ч, потолок: 3000м, дальность: до 2160км, нагрузка: 1000кг