Сухой Су-6
штурмовик
1942
В 1940 году, коллектив ОКБ под руководством П.О. Сухого приступил к проектированию штурмовика. Два первых
опытных экземпляра, получившие обозначение Су-6 и Су-6(А), были в построены 1941 году и в начале 1942 года переданы на
испытания. Они представляли собой одноместные бронированные низкопланы смешанной конструкции с двигателем воздушного
охлаждения М-71. Крыло, центроплан, оперение и каркас рулей и элеронов — металлические. Задняя часть фюзеляжа — деревянная с
фанерной обшивкой. Кабина летчика и бензобаки защищались броней от осколков и пуль стрелкового оружия, в том числе
крупнокалиберных пулеметов. Стенки бронекоробки являлись бортами и дном фюзеляжа. Звездообразный двигатель не бронировался.
Стрелково-пушечное вооружение состояло из четырех 7,62-мм пулеметов ШКАС и двух 23-мм пушек ВЯ и было размещено в консолях
крыла вне плоскости винта. Бомбы общим весом до 400 кг самолет нес во внутренних отсеках. При этом бомбы небольшого веса
укладывались в отсеках без прикрепления к бомбодержателям, что значительно ускоряло подготовку к вылету. На внешней подвеске,
под крылом, самолет нес 10 реактивных снарядов РС-132. В ходе летных испытаний с подвешенными РС-132 штурмовик показал
скорость 496 км/ч, без них — 510 км/ч. Большая скорость, чем у Ил-2, была достигнута в основном благодаря использованию
мощного двигателя М-71 (2000 л.с.), меньшим полетному весу и размерам. Опыт применения одноместного Ил-2 показал, что
штурмовик должен иметь огневую точку для защиты от атак истребителей противника с задней полусферы. Учитывая это, в 1942 году
был разработан и построен двухместный вариант штурмовика с двигателем М-71Ф (2200 л.с.), получивший обозначение Су-6 (2А).
По схеме и конструкции он мало отличался от одноместного. Был несколько перекомпонован фюзеляж, чтобы разместить стрелка с
крупнокалиберным пулеметом. Для экономии остродефицитных алюминиевых сплавов киль и консоли крыла были выполнены из дерева.
Изменился состав вооружения. Благодаря рациональному подбору толщин брони, ее вес уменьшился до 643 кг (по сравнению с 990 кг
у Ил-2). При меньшем взлетном весе по максимальным скоростям, скороподъемности, потолку и дальности полета Су-6 с М-71Ф
значительно превосходил находившийся на вооружении штурмовик Ил-2. По заключению испытателей двухместный Су-б обладал хорошей
устойчивостью, был прост в управлении, отличался исключительными летными качествами. В 1944 году в пробных воздушных боях,
проведенных с истребителем Як-3 на высоте 6000 м, Су-б показал отличную маневренность. По бронированию и летно-боевым
качествам Су-б в первую очередь был предназначен для решения штурмовых задач, но вместе с тем мог успешно использоваться и для
борьбы с бомбардировщиками. Его рекомендовали для серийного производства. За создание Су-6 П.О.Сухому в 1943 году была
присуждена Государственная премия 1 степени. Однако наладить массовый выпуск двигателя М-71Ф не удалось. Поэтому в начале
1944 года вторая машина была переоборудована под двигатель АМ-42 (2000 л.с.) с четырехлопастным винтом изменяемого шага.
Мотор закрыли бронированным капотом, который вместе с кабинами летчика и стрелка образовал броневой корпус. Под двигателем
был размещен подковообразный водовоздушный радиатор. В связи с увеличением веса (из-за установки более тяжелого мотора и его
брони) крыло сделали цельнометаллическим, увеличенной площади. Пушки заменили на более легкие 23-мм ВЯ. Бомбовая нагрузка
составляла 600 кг. В серийное производство самолет Су-6 с двигателем АМ-42 не передавался, так как по летным данным не имел
преимуществ перед штурмовиком Ил-10, который уже прошел испытания и был принят на вооружение.
Су-6 коллекция фотографий
Данные для: Су-6
Экипаж: 2, двигатель: 1 x AШ-71Ф, 1620 кВт (2200 л.с.), размах крыла: 13.5м, длина: 9.2м, площадь крыла: 26.0м2, взлётная масса: 6500кг, масса пустого: 4000кг, макс. скорость: 500км\ч, потолок: 8100м, дальность: 970км, вооружение: 2 x 37мм пушки, 3 пулемёта, 10 НУРС, 400кг бомб.