Tомашевич "110"
экспериментальный истребитель
1942
В середине 30-х годов конструктор Д.Л.Томашевич работал в ОКБ Н.Н. Поликарпова, являясь его заместителем.
Однако в декабре 1938 года, после гибели на самолете Поликарпова Валерия Чкалова, Томашевич был арестован по делу
«конструкторов-вредителей» и помещен в специальное тюремное КБ № 29, отдел «сто». Вначале он работал над самолетом Ту-2
в бригаде А.Н.Туполева, затем получил самостоятельное задание на прекгирование одномоторного пушечного истребителя.
Проекту присвоили индекс «110». Самолет проектировался как дальний истребитель с сильным вооружением и бронезащитой летчика.
Истребитель разрабатывался в течение 1941 года и был построен к весне 1942 года. Для получения запланированных параметров КБ
пришлось использовать самый мощный из строящихся на тот момент двигателей — М-107П (впоследствии получивший обозначение
ВК-107П). Двигатель обладал мощностью 1400 л.с. и считался перспективным, однако был еще в стадии доработки. Очень
напряженный тепловой режим работы мотора требовал эффективной системы охлаждения. Поэтому, с учетом особенностей двигателя,
водомаслорадиаторы большой площади разместили спереди под мотором, из-за чего самолет «оброс» солидной «бородой».
Истребитель «110» отличался от уже серийно выпускавшихся самолетов того периода исключительно высокой технологичностью
конструкции, приспособленной к поточному выпуску на конвейере. Для упрощения процесса сборки самолет еще при проектировании
был разделен на узлы и агрегаты. В результате собираемые блоки и части соединились между собой без подгонки. Например, вся
винтомоторная группа вместе с установленными радиаторами системы охлаждения должна была собираться как единый агрегат,
поступать на конвейер и крепилась к ферме фюзеляжа всего на четырех болтах. Технологический процесс сборки был разбит на
операции, каждая из которых занимала не более трех минут. На истребителях установили мощное ударное вооружение,
отвечавшее требованиям фронтовиков: 20-мм мотор-пушка, два крупнокалиберных пулемета УБС и два ШКАС над двигателем. Вес
секундного залпа достигал почти 3,5 кг. Самолет прошел испытания, но в серийное производство передавать его не стали,
поскольку даже после устранения замечаний испытателей он не имел преимуществ перед серийными истребителями.
Данные для: "110"
Экипаж: 1, двигатели: 1 x ВК-107П, 1400 л.с., размах крыла: 10.2м, длина: 9.91м, площадь крыла: 18.7м2, взлётная масса: 3980кг, масса пустого: 3285кг, макс. скорость: 610км\ч, потолок: 10000м, дальность: 1050км, вооружение: 1 x 20мм пушка ШВАК, 2 x 12.7мм пулемёта УБС, 2 x 7.62мм пулемёта ШКАС, 500кг бомб