Tомашевич "Пегас"
экспериментальный штурмовик
1943

tom_pegus.jpg, 14K

tom_pegus-1.jpg, 13K

Вслед за созданием в 1942 году тяжелого опытного истребителя «110» Д.Л.Томашевич разработал проект бронированного «легкого штурмовика-бомбардировщика, деревянного» для массовой постройки, получившего в КБ название «Пегас». В пояснительной записке к эскизному проекту говорилось о том, что «Пегас» разрабатывался как специальный противотанковый самолет, а потому не требовал «большинства характеристик и оборудования, входящих в понятие современного военного самолета». Планировалось, что самолет будет простым и дешевым в производстве. В качестве производственной базы предполагалось выбрать любое предприятие местной промышленности, например завод сельскохозяйственных машин. На самолет были установлены хорошо освоенные авиапромышленностью и широко распространенные двигатели М-11 — недорогие, надежные и простые в эксплуатации. По расчетам расход топлива для обеспечения боевого вылета пяти противотанковых самолетов был эквивалентен заправке одного Ил-2. Кроме того, осуществлялись мероприятия по упрощению пилотирования самолета, что позволило бы управлять машиной летчикам, прошедшим ускоренную подготовку. Кабина пилота представляла собой короб из нескольких бронеплит общим весом около 300 кг. Они надежно защищали летчика от поражения ружейно-автоматным огнем, а также от пуль крупнокалиберного пулемета. В октябре 1942 года было принято решение о постройке пяти опытных экземпляров. Для борьбы с танковыми соединениями вермахта Томашевич предложил создать воздушную противотанковую армию. Ее так и называли — «противотанковая армия Томашевича». Для этой цели предполагалось построить 15 000 бронированных самолетов. Зимой 1942—1943 годов на Омском авиазаводе изготовили три опытных самолета «Пегас», обозначенных соответственно 01, 02 и 03. Летные испытания показали, что «Пегас» не так уж прост в управлении, как предполагали: в полете наблюдалось продольное раскачивание при установленном наружном вооружении, вибрация хвостовой части на некоторых режимах. Носовая часть затрудняла обзор вперед-вниз при заходе на цель. Поэтому к лету 1943 года был построен экземпляр 04, который значительно отличался от первых трех. Испытания 04 проходили в июле 1943 года по сокращенной программе. Никаких решений по поводу массового выпуска противотанкового самолета принято не было. Все четыре опытные машины отправили на полигон авиационных вооружений для отработки тактики применения. Работы над проектом были прекращены: слишком грандиозной представлялась программа — 15 тысяч самолетов, столько же летчиков, да еще 30 тысяч авиамоторов! По сути и замыслу «Пегас» был самолетом тотальной войны, своеобразным резервом на случай ухудшения военной и экономической ситуации. К счастью, этот «резерв» так и не был востребован.

tom_pegus-s.gif, 23K

Данные для: "Пегас" 03

Экипаж: 1, двигатели: 1 x М-11Ф, 140 л.с., размах крыла: 14.0м, длина: 10.3м, площадь крыла: 26.6м2, взлётная масса: 2150кг, масса пустого: 1800кг, макс. скорость: 169км\ч, потолок: 2620м, дальность: 400км, вооружение: 3 x 23мм пушки ВЯ, 1 x 12.7мм пулемёт УБ, 500кг бомб или 9 РС-82(РС-132)


tom_pegus.gif, 42K

Hosted by uCoz