Tуполев Tу-116
дальнемагистральный пассажирский
1957

tu-116.jpg, 16K

tu-116_1.jpg, 23K

С появлением самолета Ту-95 в ОКБ А.Н.Туполева предложили на его базе создать межконтинентальный пассажирский самолет. Работа развернулась в двух направлениях: разработка лайнера для регулярных авиалиний Ту-114 и самолета для "спецпассажиров" Ту-116. Ту-116 разрабатывался в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР от 12 августа 1955 года и от 28 марта 1956 года. Правительственные документы предусматривали создание самолета для перевозки до 20 пассажиров на расстояние 7000-8000 км с крейсерской скоростью 750 км/ч. Практически все основные агрегаты самолета заимствовали от Ту-95, за исключением средней части фюзеляжа, в которой разместили два пассажирских салона рассчитанные на 18 пассажиров. Вход и выход пассажиров осуществлялись по опускаемому с помощью пневмосистемы трапу и через дверь в хвостовой части фюзеляжа. Доработкам подверглись кормовая часть фюзеляжа и хвостовой кок. Ту-116 построили в двух экземплярах на авиационном заводе № 18. Первая машина № 7801 проходила заводские испытания с 23 апреля по 4 октября 1957 года. 3 июня того же года была выпущена вторая машина № 7802, в марте 1958 года переданная на государственные испытания, завершившиеся 25 июля. Уже в ходе государственных испытаний самолету присвоили бортовой номер "Аэрофлота" СССР 76463. Так получилось, что 15 ноября 1957 года начались летные испытания самолета Ту-114. Об этом событии пресса оповестила весь мир, а Ту-116 почти год оставался в тени. Лишь после ряда перелетов в июле 1958 года было сообщено о существовании лайнера, но под именем Ту-114Д. Настоящий же Ту-114Д, отличавшийся от Ту-114 увеличенным запасом горючего, появился позднее, когда начались полеты на Кубу. Первый дальний беспосадочный перелет в ходе государственных испытаний был выполнен по маршруту Чкаловская - Иркутск - Чкаловская. Вслед за этим проложили маршрут во Владивосток, Диксон, Петропавловск-Камчатский, Ташкент и другие удаленные районы СССР. На первой машине Ту-116 №7801 был осуществлен беспосадочный перелет из Москвы до озера Байкал и обратно. Маршрут дальностью 9600 км был пройден со средней скоростью 740 км/ч. Летные характеристики самолета Ту-116 не уступали характеристикам Ту-95. Но был и ряд недостатков, самым существенным из которых являлось отсутствие системы автоматического флюгирования лопастей воздушных винтов АВ-60. Впоследствии на самолеты установили доработанные силовые установки, но на первых порах к квалификации летчиков предъявлялись очень высокие требования и к полетам допускались высококвалифицированные экипажи из числа испытателей. После окончания государственных испытаний оба самолета передали в Дальнюю авиацию, где они эксплуатировались до весны 1991 года.

tu-116_2.jpg, 29K

Данные для: Tу-116

Экипаж: 7-10, пассажиров: 18, двигатели: 4 x ТВД Kузнецов НK-12, 125000 л.с., размах крыла: 50.04м, длина: 46.17м, высота: 12.5м, площадь крыла: 283.7м2, взлётная масса: 143000кг, масса пустого: 79000кг, макс. скорость: 870км\ч, потолок: 11380м, дальность: 10430км


tu-116.gif, 16K

Hosted by uCoz