Tуполев Tу-22
бомбардировщик
1958
Первый полет второго прототипа самолета Tу-22, под обозначением "105А", состоялся 7 сентября 1958 года
(Ю.Т. Алашеев). 21 декабря 1959 года на седьмом полёте самолет "105А" потерпел катастрофу,
лётчик-испытатель Ю.Т.Алашеев погиб. Самолет серийно производился на Казанском авиационном заводе под обозначением Ту-22 с
1962 года в различных модификациях: 15 Ту-22Б, 127 Ту-22Р, 76 Ту-22К, 47 ТУ-22П, 46 Ту-22У и 2 прототипа Ту-22.
Всего с 1962 по 1969 годы Казанский авиазавод выпустил около 311 серийных самолетов.
Самолеты типа Ту-22 поставлялись на экспорт: в Ирак более 20 самолетов Ту-22Р (поставлены под
обозначением Ту-22Б), на которых демонтировали разведоборудование, а также несколько Ту-22У и в Ливию.
Самолеты типа Ту-22 сняты с вооружения ВВС и авиации ВМФ в 1994 году. По данным на начало
1997 года, до 90 самолетов Ту-22 находились на хранении.
Первоначально самолет получил кодовое обозначение НАТО "Beautly"
"прелесть", а в последствии - "Blinder" - "обманщик".
Самолеты Ту-22Р и Ту-22П с успехом использовались в локальных конфликтах: в Афганистане, Чаде, ирано-иракской войне. Высокая
в период освоения аварийность резко снизилась с накоплением опыта летным составом, во многом сложности освоения были связаны
с тем что на Ту-22 командир был единственным пилотом в отличие от более ранних и более поздних моделей бомбардировщиков и
ракетоносцев. Сложной на Ту-22 была посадка из-за особенностей конструкции и компановки двигателей. Даже опытные летчики
считали что на Ту-22 полностью отработать посадку нельзя. Уникальным опытом обладали экипажи ракетоносцев Ту-22К, курс боевой
подготовки которых в обязательном порядке включал длительные полеты на малых (100-150м) высотах. Причем осваивали такие
полеты все экипажи полков, а не отдельные летчики. Подготовленные экипажи использовались в частности для контроля систем ПВО
СССР, "прорывая" ее на малых высотах, а также для имитации прорыва ПВО стран НАТО над нейтральными водами Балтики. Такого
рода задания выполнялись не только отдельными экипажами но и в составе полков.
В целом Ту-22 отслужил в ВВС более 30 лет, проложив дорогу новому поколению тяжелых машин.
Tу-22 коллекция фотографий
Данные для: Tу-22
Экипаж: 3, двигатели: 2 x ВД-7M, 156.9 кН, размах крыла: 23.8м, длина: 40.5м, высота: 10.7м, площадь крыла: 162.0м2, взлётная масса: 84000-92000кг, макс. скорость: 1610км\ч, потолок: 14700м, дальность с макс. запасом топлива: 5650км, дальность с макс. нагрузкой: 4900км, вооружение: 1 x 23мм пушка, 12000кг бомб или ракет.