Tуполев Tу-91
пикирующий бомбардировщик - торпедоносец
1954

tu-91.jpg, 21K

tu-91-1.jpg, 18K

Самолет был построен в апреле 1954 года. 2 ноября 1954 г. летчик-испытатель Д.В.Зюзин и штурман-испытатель К.И.Малхасян совершают на самолете "91" первый официальный полет. После окончания этих испытаний самолет передали для совместных летных испытаний на боевое применение, которые проходили на аэродроме морской авиации в Феодосии до 29 июня 1955 г. Первый этап заводских летных испытаний продолжается до 21 января 1955 г. В ходе этого этапа было выполнено 25 полетов общей продолжительностью 14 часов. На испытаниях был достигнут сравнительно малый расход топлива, что делало самолет "91" дешевым в эксплуатации. По результатам совместных испытаний самолет был рекомендован к серийной постройке. Летом 1955 г. самолет "91" был представлен руководству страны на одном из показов новой авиационной техники. Глава государства Н.С.Хрущев, увидев под крылом "91"-го большое количество разложенных НУРСов, заинтересовался самолетом. Офицер, представлявший "Бычок", или от важного вида сановных особ, или еще по каким-то причинам, рассказывая о самолете, возьми да и оговорись о том, что самолет "91" заменяет тяжелый крейсер, вместо того чтобы сказать: "Залп НУРСов эквивалентен бортовому залпу тяжелого крейсера". Н.С.Хрущев реагирует на это мгновенно и говорит, что если это так, то зачем нам тяжелые боевые корабли, затем заявляет растерявшемуся офицеру и окружающим, что все, что ему рассказывают,- бред, и весьма нелестно характеризует туполевскую машину. Все сопровождающие лица из ВВС, ВМС и МАП, как это было принято, одобрительно хихикают на замечания первого лица СССР и быстренько делают для себя вывод - самолету в серии и на вооружении не бывать. Этот эпизод стал прелюдией к закрытию работ по самолету "91". Опытный экземпляр самолета "91" 25 июня 1956 г. был продемонстрирован на подмосковном аэродроме Кубинка американской авиационной делегации, посетившей СССР с официальным визитом. Возглавлял делегацию генерал Н.Туайнинг. Помимо самолета "91" ей были показаны еще не летавшая "98"-я машина и Ил-54. Все три самолета опытные, судьба двух из них была уже решена - в серию им не пойти (Ил-54 и "91"). После поездки делегации Н.Туайнинга в СССР в западной авиационной прессе появляются приблизительные рисунки самолета "91". Первая фотография "91"-го появилась в западной печати где-то в начале 60-х годов. На фото самолет был в ракурсе 3/4 с правого борта, с подвешенными контейнерами НУРС. До начала 90-х годов это была единственная из опубликованных фотографий машины. На основании ее в течение почти 30 лет делались весьма приблизительные прорисовки самолета, в общих чертах дававшие представление о "Бычке". После окончания работ по тематике самолет "91" еще какое-то время находился на стоянке Жуковской ЛИиДБ, а затем вскоре в одну из предпраздничных уборок был "утилизирован" весьма своеобразным способом - по нему несколько раз проехал трактор. На этом живая история "Бычка" закончилась, и он остался только в воспоминаниях его создателей и в очень небольшом количестве чудом сохранившихся документов. Опыт локальных войн 60-х годов заставил военных вернуться к концепции хорошо защищенного и сильно вооруженного, сравнительно нескоростного самолета, но это было сделано уже в 70-е годы, когда появились штурмовики Су-25 и А-10, в какой-то степени развивавшие идеи, заложенные в "Бычке".

tu-91-s.gif, 16K

Данные для: Tу-91

Экипаж: 2, двигатели: 1 x ТВД ТВ-2М, 6250 кгс, размах крыла: 16.4м, длина: 15.95м, высота: 5.06м, площадь крыла: 47.47м2, взлётная масса: 15000кг, макс. скорость: 760км\ч, потолок: 11600м, дальность: 2200км, вооружение: 3 x 23мм пушки, 1600кг бомб, торпед, мин, НУРС


tu-91.gif, 24K

Hosted by uCoz