Tуполев Tу-91
пикирующий бомбардировщик - торпедоносец
1954
Самолет был построен в апреле 1954 года. 2 ноября 1954 г. летчик-испытатель Д.В.Зюзин и штурман-испытатель
К.И.Малхасян совершают на самолете "91" первый официальный полет. После окончания этих испытаний самолет передали для
совместных летных испытаний на боевое применение, которые проходили на аэродроме морской авиации в Феодосии до 29 июня 1955 г.
Первый этап заводских летных испытаний продолжается до 21 января 1955 г. В ходе этого этапа было выполнено 25 полетов общей
продолжительностью 14 часов. На испытаниях был достигнут сравнительно малый расход топлива, что делало самолет "91" дешевым в
эксплуатации. По результатам совместных испытаний самолет был рекомендован к серийной постройке. Летом 1955 г. самолет "91"
был представлен руководству страны на одном из показов новой авиационной техники. Глава государства Н.С.Хрущев, увидев под
крылом "91"-го большое количество разложенных НУРСов, заинтересовался самолетом. Офицер, представлявший "Бычок", или от
важного вида сановных особ, или еще по каким-то причинам, рассказывая о самолете, возьми да и оговорись о том, что самолет
"91" заменяет тяжелый крейсер, вместо того чтобы сказать: "Залп НУРСов эквивалентен бортовому залпу тяжелого крейсера".
Н.С.Хрущев реагирует на это мгновенно и говорит, что если это так, то зачем нам тяжелые боевые корабли, затем заявляет
растерявшемуся офицеру и окружающим, что все, что ему рассказывают,- бред, и весьма нелестно характеризует туполевскую машину.
Все сопровождающие лица из ВВС, ВМС и МАП, как это было принято, одобрительно хихикают на замечания первого лица СССР и
быстренько делают для себя вывод - самолету в серии и на вооружении не бывать. Этот эпизод стал прелюдией к закрытию работ по
самолету "91". Опытный экземпляр самолета "91" 25 июня 1956 г. был продемонстрирован на подмосковном аэродроме Кубинка
американской авиационной делегации, посетившей СССР с официальным визитом. Возглавлял делегацию генерал Н.Туайнинг. Помимо
самолета "91" ей были показаны еще не летавшая "98"-я машина и Ил-54. Все три самолета опытные, судьба двух из них была уже
решена - в серию им не пойти (Ил-54 и "91"). После поездки делегации Н.Туайнинга в СССР в западной авиационной прессе
появляются приблизительные рисунки самолета "91". Первая фотография "91"-го появилась в западной печати где-то в начале 60-х
годов. На фото самолет был в ракурсе 3/4 с правого борта, с подвешенными контейнерами НУРС. До начала 90-х годов это была
единственная из опубликованных фотографий машины. На основании ее в течение почти 30 лет делались весьма приблизительные
прорисовки самолета, в общих чертах дававшие представление о "Бычке". После окончания работ по тематике самолет "91" еще
какое-то время находился на стоянке Жуковской ЛИиДБ, а затем вскоре в одну из предпраздничных уборок был "утилизирован"
весьма своеобразным способом - по нему несколько раз проехал трактор. На этом живая история "Бычка" закончилась, и он остался
только в воспоминаниях его создателей и в очень небольшом количестве чудом сохранившихся документов. Опыт локальных войн 60-х
годов заставил военных вернуться к концепции хорошо защищенного и сильно вооруженного, сравнительно нескоростного самолета,
но это было сделано уже в 70-е годы, когда появились штурмовики Су-25 и А-10, в какой-то степени развивавшие идеи, заложенные
в "Бычке".
Данные для: Tу-91
Экипаж: 2, двигатели: 1 x ТВД ТВ-2М, 6250 кгс, размах крыла: 16.4м, длина: 15.95м, высота: 5.06м, площадь крыла: 47.47м2, взлётная масса: 15000кг, макс. скорость: 760км\ч, потолок: 11600м, дальность: 2200км, вооружение: 3 x 23мм пушки, 1600кг бомб, торпед, мин, НУРС