Яковлев УT-3
учебно-тренировочный
1937
УТ-3, АИР-17 или Я-17 - двухмоторный низкоплан, предназначен для тренировки летчиков тяжелых самолетов (военных
и гражданских). Двигатели - "Рено Бенгали-6" (МБ-6) в 220л.с., винты ВИШ французского типа "Ратье". На некоторых экземплярах
УТ-3 стояли двигатели "Джипси VI", также мощностью в 220л.с. УТ-3 - трехместный: летчик, за ним, спина-к спине - стрелок, а в
носу фюзеляжа - штурман с вращающейся стрелковой установкой, оснащенной двумя пулеметами ШКАС. Первый УТ-3, выпущенный в
декабре 1937-го, длительное время проходил испытания, в том числе и с бомбовой нагрузкой 200 кг на наружной подвеске.
Полетная масса машины достигала 3108кг вместо расчетных 2742кг. Несмотря на то, что самолет был несколько перетяжелен,
скорость его достигала 273км/ч, а потолок - 4000м. Эти данные приемочная комиссия оценила довольно высоко, и самолет
готовились внедрить в серию сразу на двух заводах. Но практика, к сожалению, показала, что летные качества УТ-3, полученные
с импортными винтами "Ратье", существенно снижаются при употреблении отечественных винтов АВ-3. Для того, чтобы сохранить ЛТХ
самолета, сняли заднюю стрелковую установку, и самолет, несколько позже, в 1941-м сделали как двухместный. Затем вновь
провели госиспытания и лишь в мае 1941-го получили положительную оценку. Но дальнейшему производству УТ-3 помешала начавшаяся
война. Дело закончилось двумя десятками выпущенных машин. На этом серийная постройка "тренировочного бомбовоза" завершилась.
Однако опыт этот не пропал даром: во время войны создали подобный самолет Як-6 с двигателями отечественного производства М-11Ф.
Данные для: УT-3
Экипаж: 2-3, двигатель: 2 x MВ-6, 220 л.с., размах крыла: 10.7м, длина: 15.0м, площадь крыла: 33.42м2, взлётная масса: 2900кг, масса пустого: 2040кг, макс. скорость: 260км\ч, потолок: 6200м, дальность: 1050км