ХАИ-5 Р-10
высотный разведчик
1936
Весной 1936 года группа специалистов под руководством профессора Харьковского авиационного института И.Г.Немана,
сконструировала двухместный разведчик монопланной схемы, названный Р-10 (ХАИ-5). Самолет ХАИ-5 являлся двухместным монопланом
с низкорасположенным крылом, закрытой кабиной летчика, экранированной турелью стрелка и убирающимся в центроплан с помощью
пневматического привода одностоечным шасси с тормозными колесами. Крыло самолета оснащалось посадочными щитками Шренка с
пневматическим управлением, применение которых позволило на 15 км/ч уменьшить посадочную скорость самолета и совместно с
тормозами колес почти на 100 м сократить длину пробега. Наступательное стрелковое вооружение самолета состояло из двух
несинхронных крыльевых пулеметов ШКАС с боезапасом по 450 патронов, на штурмовом варианте предусматривалась установка четырех
таких пулеметов. В кабине летнаба размещался подвижный оборонительный пулемет ШКАС с боезапасом 600 патронов. На самолете
обеспечивались внутренняя подвеска в фюзеляжном бомбоотсеке 300 кг бомб. Самолет имел аэрофотоаппаратуру и радиооборудование
для двухсторонней радиосвязи. В конце августа 1936 года на государственные испытания поступил опытный многоцелевой самолет
ХАИ-5, предназначенный для использования в качестве разведчика, штурмовика и легкого бомбардировщика. По оценке летчиков
ХАИ-5 обладал удовлетворительной устойчивостью по всем трем осям. Его техника пилотирования ничем не отличалась от техники
пилотирования других самолетов разведывательного типа и все элементы полета выполнялись довольно легко, без напряжения.
Испытатели отмечали, что по сравнению с разведчиками Р-5 и Р-Z, состоявшими на вооружении, самолет ХАИ-5 имел значительные
преимущества в горизонтальной скорости, не уступал им в скороподъемности, обладал лучшим обзором для членов экипажа и
большими углами обстрела. Несмотря на то, что ХАИ-5 почти на 60 км/ч уступал в максимальной скорости горизонтального полета
самолету Р-9 с неубирающимся шасси, он был рекомендован к принятию на вооружение под обозначением Р-10. Самолет Р-10 состоял
на вооружении авиационных частей до начала Великой Отечественной войны. Его сменили затем более скоростные двухмоторные
самолеты Пе-2 и Пе-3, а также истребители, применяемые в качестве разведчиков. Для гражданской авиации строился
почтово-грузовой вариант самолета, который эксплуатировался на воздушных линиях под маркой ПС-5 (почтовый самолет-пятый).
Всего за 1938-1940 годы было выпущено 528 самолетов.
Данные для: ХАИ-5 Р-10
Экипаж: 2, двигатели: 1 x ПД М-25В, 730 л.с., размах крыла: 12.2м, длина: 9.4м, высота: 3.8м, взлётный вес: 2877кг, макс. скорость: 370км\ч, крейсерская скорость: 340км\ч, потолок: 6700м, дальность: 1300км, вооружение: 2-3 х 7.62мм пулемета ШКАС, 6 х 50-кг бомб