Bell ATV
экспериментальный самолет с ВВП
1954
Первым успешно летавшим аппаратом с вертикального взлета и посадки с реактивной силовой установкой стал аппарат
фирмы «Белл», созданный в 1954 году и получивший обозначение ATV (Air Test Vehicle). Это чисто экспериментальный аппарат,
собранный из имевшихся в наличии агрегатов. Металлический фюзеляж и вертикальное оперение были заимствованы у планера
«Швайзер» 1023, крыло - у легкомоторного самолета «Цессна»140А, а шасси у вертолета «модель 47» фирмы «Белл». Силовая
установка аппарата состояла из двух реактивных двигателей J-44 тягой 45,4 кН каждый фирмы «Фэрчайлд». Реактивные двигатели,
располагавшиеся по бортам фюзеляжа, могли поворачиваться, создавая, таким образом, подъемную силу и тягу для горизонтального
полета. Управление на режиме висения и при малых скоростях полета обеспечивалось с помощью воздушных сопел в законцовках
крыла и оперения, для питания которых использовался турбокомпрессор. Первый полет аппарата состоялся 16 ноября 1954 года.
Тяга реактивных двигателей едва превышала взлетную массу аппарата но для горизонтального полета была чрезмерной. Летчику было
трудно задросселировать двигатель в достаточной степени для того, чтобы не превысить ограничение по максимальной скорости
горизонтального полета. По результатам испытаний фирма «Белл» отказалась от дальнейшего исследования аппаратов ВВП этой схемы
и стала больше интересоваться другими аппаратами (XV-3 и Х-22).
Данные для: Bell ATV
Экипаж: 1, двигатель: 2 x Fairchild J-44, 450 кгс, размах крыла: 7.93м, длина: 6.4м, площадь крыла: 12.0м2, взлетный вес: 900кг, макс. скорость: 240км\ч