Bell XV-15
экспериментальный самолет с ВВП
1977

bell_xv-15.jpg, 21K

bell_xv-15-1.jpg, 29K

Постройка первого экспериментального СВВП XV-15 началась в середине 1974 года, в изготовлении фюзеляжа и оперения приняла участие фирма «Рокуэлл». Постройка СВВП была завершена в мае 1976 года, в октябре 1976 года на нем были установлены поворотные винты. Летные испытания первого СВВП на режиме висения начались 3 мая 1977 года. После проведения 50-часовых заводских испытаний самолет был доставлен в НИЦ им. Эймса NASA для испытаний в аэродинамической трубе. В начале 1977 года была завершена постройка второго СВВП XV-15, который до начала летных испытаний прошел также испытания в аэродинамической трубе НИЦ им. Эймса. В натурной аэродинамической трубе исследовались все режимы полета (до скорости 335 км/ч), определялись летные и динамические характеристики, оценивались устойчивость и управляемость. Результаты испытаний были использованы при подготовке к летным испытаниям второго СВВП XV-15. Серьезные проблемы возникли с вибрациями и устойчивостью системы «винт-пилон-крыло», что потребовало изменения конструкции. Первый полет второго экспериментального СВВП XV-15 состоялся 23 апреля 1979 года на режиме висения, а 24 июля 1979 года был совершен первый полет по полному профилю (летчик-испытатель Рон Эрхард); в горизонтальном полете была достигнута скорость 300 км/ч. В апреле 1980 года была достигнута скорость 486 км/ч на высоте 2530 м, а в июне 1980 года — максимальная скорость 557 км/ч на высоте 4880 м, значительно превосходившая рекорды скорости вертолетов, но не зарегистрированная в качестве мирового рекорда. На вертолетном режиме самолет летал вбок со скоростью 46 км/ч и назад 18 км/ч. Выполнялись горки с перегрузкой 2g и полеты с креном 60°. Имитировались посадки на режиме самовращения винтов при скорости снижения 15,7 м/с; такую посадку можно выполнять с винтами, повернутыми на 60°. На СВВП XV-15 летали летчики армии и корпуса морской пехоты. В 1981 году СВВП XV-15 успешно демонстрировался на авиакосмическом салоне в Париже, а с 1982 года оба самолета XV-15 использовались в летных испытаниях в рамках программы JVX. Этой программой предусматривалась разработка многоцелевого СВВП V-22 для армии, ВВС, ВМС и корпуса морской пехоты США, способного выполнять широкой круг задач. В 1983 году фирма «Белл» приступила к испытаниям СВВП XV-15 на борту десантного вертолетоносца LPH-10 «Триполи», во время которых были выполнены 54 вертикальных взлета и посадки, взлеты с коротким разбегом. Демонстрировалась возможность использования СВВП для перевозки пассажиров с крыши зданий, СВВП совершал посадку на площадку перед зданием сената. К 1992 году самолеты XV-15 налетали более 600 ч. Позже, 20 августа 1992 года, во время демонстрационного полета второй СВВП XV-15 потерпел аварию на режиме висения на высоте 12 м, перевернулся и упал, летчики смогли покинуть самолет через аварийный люк. Первый СВВП XV-15 после завершения летных испытаний был передан в NASA, где использовался в качестве тренажера для летчиков СВВП V-22.

XV-15 коллекция фотографий

bell_xv-15-s.gif, 21K

Данные для: Bell XV-15

Экипаж: 2, пассажиров: 9, двигатель: 2 x ГТД Lycoming LTC1K-4K, 1550 л.с., размах крыла: 10.72м, длина: 12.83м, высота: 4.67м, площадь крыла: 15.7м2, диаметр винтов: 7.62м, взлетный вес: 5900-6805кг, вес пустого: 4340кг, макс. скорость: 615км\ч, крейсерская скорость: 370км\ч, потолок: 4570м, дальность: 820км


bell_xv-15.gif, 23K

Hosted by uCoz