Boeing XPBB-1 "Sea Ranger"
патрульная летающая лодка
1942
В конце 30-х годов ВМС США сформулировали требования к новой патрульной летающей лодке дальнего действия,
предназначенной для борьбы с подводными лодками противника на большом удалении от побережья Соединенных Штатов. Одним из
первых на конкурс поступил проект гидроплана Модель 344, разработанный конструкторами компании «Боинг». Это был
цельнометаллический свободнонесущий моноплан с двухпалубным фюзеляжем-лодкой огромных размеров (высота 5,15 м, ширина 3,18 м)
и высокорасположенным крылом очень большого размаха и удлинения. В конструкции новой машины были использованы многие
технические решения, найденные специалистами компании «Боинг» при работе над четырехмоторной трансатлантической летающей
лодкой Модель 314 «Клиппер». Самолет, оснащенный двумя 18-цилиндровыми двигателями Wright XR-335-8 Double Cyclone мощностью
по 2300 л. с., должен был иметь очень мощное оборонительное вооружение, состоящее из восьми 12,7-мм пулеметов, установленных
в трех вращающихся турельных установках (носовой, надфюзеляжной и хвостовой) и двух боковых блистерах. Более чем внушительным
было значение максимальной бомбовой нагрузки — 9072 кг глубинных или обычных бомб в четырех расположенных в центроплане крыла
бомбоотсеках, а дальность полета вообще могла показаться фантастической: летающая лодка Модель 344 могла без дозаправки
находиться в воздухе целых 72 часа! Такие характеристики, конечно же, не могли оставить заказчика равнодушным, и 29 июня
1940 года с фирмой «Боинг» был подписан контракт на постройку одного прототипа, которому было присвоено обозначение ХРВВ-1
«Си Рейнджер» (Sea Ranger — морской рейнджер), и 57 серийных машин РВВ-1. Изготовление опытного образца было начато на заводе
в Сиэтле, но заканчивали его уже на недавно построенном заводе в Рентоне. После вступления США во вторую мировую войну
программа выпуска гигантских гидропланов по сравнению с некоторыми другими проектами получила наивысший рейтинг, и уже 5
июля 1942 года летчик-испытатель фирмы «Боинг» Эдди Аллен поднял с водной поверхности озера Вашингтон в воздух ХРВВ-1
— самую большую и тяжелую двухмоторную летающую лодку из всех, когда-либо построенных в мире. Летные испытания прототипа
прошли успешно, но теперь в судьбу очень интересного самолета вмешались внешние факторы. Дело в том, что после победы у
атолла Мидуэй, ставшей переломной в развитии боевых действий на Тихом океане, командование ВМС США перестало считать
производство больших летающих лодок приоритетным. Была принята новая концепция использования для морского патрулирования
бомбардировщиков наземного базирования, объем выпуска которых к тому же мог быть существенно увеличен за счет привлечения
мощностей, задействованных на производство некоторых типов летающих лодок. В итоге в конце 1942 года флот аннулировал заказ
на серийные РВВ-1, а завод в Рентоне был полностью переориентирован на выпуск крайне необходимых тяжелых бомбардировщиков
Боинг В-29. Опытный образец ХВРР-1 в октябре 1943 года перелетел с озера Вашингтон на исследовательскую базу ВМС США в
Патуксен Ривер, штат Мэриленд. Там он использовался для проведения различных экспериментов, а также для подготовки экипажей.
Boeing XPBB-1 "Sea Ranger" коллекция фотографий
Данные для: XPBB-1 "Sea Ranger"
Экипаж: 10, двигатели: 2 x Wright XR-335-8 Double Cyclone, 1692 кВт (2300 л.с.), размах крыла: 42.58м, длина: 28.88м, высота: 10.41м, взлетный вес: 45870кг, макс. скорость: 367км\ч, потолок: 6828м, дальность: 6830км, вооружение: 8 х 12.7мм пулеметов, 9072кг бомб