North American X-15
гиперзвуковой, исследовательский
1959
Исследовательский проект, разработанный в серии экспериментальных самолетов Х, финансировавшихся ВВС/ВМС США,
Норт Американ Х-15 был заказан со следующими летными характеристиками: максимальная высота полета 76200м и максимальная
скорость 6 М, или 6437км/час! ВВС США контролировали проектирование и строительство, а Национальный консультационный совет по
аэронавтике осуществлял общее техническое руководство. Официальное предложение на подачу заявок было разослано 12 компаниям
по производству планеров 30 декабря 1954 года, а 4 февраля 1955 года четырем моторостроительным компаниям было предложено
заключить контракт на производство ракетного двигателя. С компанией Норт Американ в ноябре 1955 года был заключен контракт на
производство планера ее конструкции NA-240, а с компанией Reaction Motors Inc. в сентябре 1956 года - на производство
двигателя XLR-99. С самого начала предполагалось, что Х-15 будет запускаться в воздухе с носителя. Два бомбардировщика Боинг
B-52 были модифицированы для переноски этого самолета под правой консолью крыла, между фюзеляжем и ближней к нему парой
двигателей, после этого они были обозначены как NB-52A и NB-52B. Особенностями самолета Х-15 были длинный цилиндрический
фюзеляж с боковыми гаргротами (в них находились проводка управления, некоторые элементы оборудования и ниши основных стоек
шасси) и толстые клиновидные основной и подфюзеляжный кили; поворотная секция нижнего киля перед посадкой сбрасывалась, чтобы
обеспечить клиренс основным стойкам-лыжам. Первые два планера Х-15А были первоначально оснащены двумя четырехкамерными
двигателями XLR-11; каждая камера развивала тягу 3629кг. Первый самолет поднялся в воздух на подвеске носителя NB-52A 10 марта
1959 года, а 8 июня летчик-испытатель Скотт Кроссфилд совершил первое отделение и безмоторное планирование. Этот же пилот на
втором опытном образце 17 сентября совершил первый полет с работающим двигателем. Однокамерный двигатель XLR-99 был опробован
15 ноября 1960 года. Было совершено почти 200 полетов, включая второй самолет, фюзеляж которого был удлинен на 0,74м; он
получил внешние дополнительные топливные баки, и на нем была произведена термозащитная обработка поверхности. Под
обозначением Х-15А-2 самолет совершил свой первый полет 28 июня 1964 года, а позднее достиг максимальной высоты 107960м
и максимальной скорости 7297км/час.
X-15 коллекция фотографий
Данные для: X-15
Экмпаж: 1, двигатель: 1 x ЖРД Reaction Motors XLR-99, 253.7кН, размах крыла: 6.7м, длина: 15.8м, высота: 4.1м, площадь крыла: 18.6м2, взлетный вес: 15422кг, макс. скорость: 7297км\ч, потолок: 107960м