Republic XP-72
истребитель-перехватчик
1944
Создав исключительно удачный истребитель Р-47 «Тандерболт», конструкторы компании «Рипаблик» сразу же
приступили к работе над проектами самолетов, призванных прийти ему на смену. Первой такой машиной стал проект эскортного
истребителя АР-18, два прототипа которого были под обозначением ХР-69 заказаны ВВС армии США в июле 1941 года. К сожалению,
задержки с освоением двигателя Wright Tornado привели в 1943 году к закрытию проекта ХР-69 в пользу разрабатывавшегося
параллельного проекта ХР-72, который на тот момент считался более перспективным и имел гораздо больше шансов быть
реализованным. Этот самолет в отличие от ХР-69 нельзя назвать абсолютно новым, он скорее представлял собой прямое развитие
конструкции Р-47, а его основным отличием от знаменитого предшественника стала установка нового 28-цилиндрового
четырехрядного звездообразного двигателя воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-4360-13 Wasp Major расчетной мощностью 3000
л. с. — самого мощного поршневого двигателя, созданного в годы второй мировой войны. Для максимально эффективного
использования огромного вращающего момента его предполагалось оснастить двумя вращающимися в противоположных направлениях
трехлопастными воздушными винтами фирмы «Аэропродакт». Крылья и хвостовое оперение ХР-72 были практически такими же, как у
«Тандерболта», чего нельзя сказать о фюзеляже, который был серьезно переработан, увеличен в размерах и усилен. Вооружение
нового самолета должно было состоять из шести установленных в крыле 12,7-мм пулеметов Colt-Browning М-2 и двух бомб весом по
454 кг, крепившихся на подкрыльевых узлах внешней подвески. Для обеспечения хорошего обзора кабину пилота планировалось
прикрыть каплевидным беспереплетным фонарем, аналогичным примененному на самолетах P-47D последних серий. Для облегчения
вывода самолета из пикирования крыло ХР-72 оснастили специальными тормозными щитками — опять же как на поздних P-47D.
Проектные предложения «Рипаблик» выглядели очень привлекательно, и 18 июня 1943 года ВВС армии США заключили с фирмой
контракт на постройку двух прототипов, первый из которых взлетел 2 февраля 1944 года. Из-за задержки с поставкой винтов
противоположного вращения от «Аэропродакт» он был оснащен обычным четырехлопастным винтом. Однако это не помешало самолету в
ходе летных испытаний показать на высоте 7635 м максимальную скорость 789 км/ч. Этому в немалой степени способствовало то,
что двигатель Pratt & Whitney R-4360-13 Wasp Major на практике развил мощность в 3450 л. с. Второй опытный образец ХР-72,
оснащенный винтами «Аэропродакт», поднялся в воздух 26 июня 1944 года, но, к сожалению, разбился уже в ходе первых
испытательных полетов. Тем не менее, даже несмотря на эту неудачу, представители заказчика были настолько удовлетворены
результатами, продемонстрированными первым ХР-72, что, не раздумывая, заказали 100 серийных самолетов Р-72. Их планировалось
оснастить усовершенствованными двигателями R-4360-19 и предусмотреть возможность установки либо шести 12,7-мм пулеметов, либо
четырех 37-мм пушек. Тем временем характер боевых действий на заключительном этапе второй мировой войны изменился, господство
в воздухе было завоевано, и потребность в скоростных перехватчиках, а именно в таком качестве ХР-72 был бы наиболее
эффективен, уменьшилась. Кроме того, запуск в производство новой машины требовал времени и больших затрат, а также привел бы
к снижению темпа выпуска «Тандерболтов», которые и сами прекрасно справлялись со всеми возлагавшимися на них задачами. В
результате заказ на 100 самолетов Р-72 был аннулирован, а программа была закрыта. Свою роль в этом сыграло и появление более
перспективных реактивных истребителей.
Данные для: XP-72
Экипаж: 1, двигатели: 1 x Pratt & Whitney R-4360-13 Wasp Major, 3450 л.с., размах крыла: 12.47м, длина: 11.15м, высота: 4.88м, взлетный вес: 7933кг, макс. скорость: 789км\ч, потолок: 12802м, дальность: 1932км, вооружение: 6 х 12.7мм пулеметов или 4 х 37мм пушки, 907кг бомб