Катастрофы самолета Ту-16
Катастрофы самолета Ту-16

Дата
самолета
Командир
корабля

ТБАП
место в/ч Обстоятельства
18.01.56 6202917 Черкасов завод №22 Казань Перелет Казань - Ахтубинск (Владимировка), предположительно пожар в воздухе
17.04.56 5202310 Войтецкий 184 Прилуки После посадки разрушилась верхняя часть фюзеляжа и на пробеге самолет переломился в районе 20 шпангоута. Погиб второй штурман.
26.06.56 5202808 Бондаренко 185 Полтава Самопроизвольное выключение обоих двигателей на Н=11000 метров в районе Рязани, при попадании в сильные грозовые разряды.
13.07.56 - Белов 185 Полтава Катастрофа при посадке из-за недостаточной прочности фюзеляжа. Погибли ПКК и ВСР.
00.10.56 - - - - При выполнении дозаправки, в сцепленном состоянии, топливный шланг попал на крыло заправляемого самолета. Произошло заклинивание элерона. Экипаж погиб.
23.12.56 - Ломия - - При полете ночью в СМУ произошла катастрофа самолета с инструктором зам.командира 15 ТБАД Героем Советского Союза п-ком Шашловым А.Я. Экипаж погиб.
12.02.57 - Деточенко - ЧФ, Гвардейское При полете над Черным морем произошла остановка двигателей из-за отказа системы электропитания. Самолет долетел до района Новороссийска и попытался произвести посадку, но столкнулся с насыпью, разрушился и сгорел. Жив остался только ВСР, покинувший самолет ещё над морем.
02.03.57 6203020 - 260 Стрый При выполнении захода на посадку, в сплошной облачности, зная что впереди находится гора, КК резко развернулся и с креном 90 градусов врезался в землю.
30.05.57 6401602 Лойчиков - - После самопроизвольного выключения правого двигателя, снижаясь с Н=11300, самолет попал в мощную грозовую облачность, вошел в плоский штопор, ударился о землю и сгорел.
04.07.57 6203114 - 402 Болбасово После взлета, пройдя ближний привод на высоте 20-25м, самолет упал на поле, развалился, загорелся и снес три дома в деревне Ленковичи. Причина происшествия невыяснена.
17.08.57 1882213 - 184 Прилуки Две машины ошибочно завели в мощную грозовую облачность. Один из самолетов при попытке перетянуть через облачность на высоте 12000м попал в сильную болтанку и свалился на крыло. Второй вошел в облачность и тоже свалился на крыло, разворачиваясь с правым креном. Обе машины погибли.
17.08.57 5201605 - 184 Прилуки Две машины ошибочно завели в мощную грозовую облачность. Один из самолетов при попытке перетянуть через облачность на высоте 12000м попал в сильную болтанку и свалился на крыло. Второй вошел в облачность и тоже свалился на крыло, разворачиваясь с правым креном. Обе машины погибли.
25.08.57 6203204 - 840 Сольцы Четыре машины выполняли задание в районе 'Ладейное поле'. На высоте 11500м один Ту-16 вошел в грозовую облачность. Экипаж с пилотированием не справился, самолет разбился.
29.01.58 7401903 - - Советская Гавань Выполнялся полет по отработке взаимодействия с истребителями ПВО. После атаки один из МиГ-19 близко подошел к Ту-16 и по словам летчика-истребителя, Ту-16 стал разворачиваться и, перейдя в снижение по спирали с постепенно увеличившимся креном, ударился о землю.
10.04.58 5202911 - - - Рассоединение трубопроводов перекрестного питания двигателей.
13.06.58 - Волков НИИ ВВС Чкаловский При заходе на посадку, экипаж попал в ливень с видимостью до 50 метров. С заходом не справился и задел крыши домов деревни Хотово. Погиб не только экипаж самолета, но и 8 местных жителей в своих же домах.
02.08.58 - - ДА - При заходе на посадку и выполнении четвертого разворота на высоте около 400м оторвался правый закрылок. Машина с правым креном 45 градусов упала на лес, взорвалась и сгорела.
12.09.58 1882809 - - Мигалово Самолет, выполнявший второй полет, после взлета и прохода ближнего привода на высоте 60-80м накренился влево, зацепился крылом за деревья, упал и сгорел.
10.10.58 - - 43
ЦБП и ПЛС
Дягилево Самолет упал после взлета из-за рассоединения тяги руля высоты. Из экипажа спаслись лишь ВСР и КОУ.
13.10.58 1883218 - - - Самолет летел на высоте 11000м. Погода была ясная, без болтанки. Но при снижении стал увеличиваться крен, затем самолет выровнялся, но не надолго и, перейдя в крутое снижение, под углом 70-80 градасув, ударился о землю.
13.05.59 - Фургайло 402 Болбасово Катастрофа при выполнении учебно-тренировочного полета.
10.07.59 - Коваленко 132 Тарту Катастрофа на взлете.
14.10.59 - Хижняк 251 Белая Церковь Отказ в системе поперечного управления самолетом.
11.11.59 1881004 - - - Самолет разбился из-за обрыва верхнего рычага секторной качалки руля высоты.
27.02.60 - Черных 1229 Белая Выполнялся облет после регламентных работ с проверкой триммеров руля высоты и кислородного оборудования. Испытывая большие нагрузки на штурвал, командир подкрутил штурвал триммера руля высоты до максимального угла, нагрузка на штурвал приблизилась к 300кг. Удалось набрать 70м, перелетев Ангару, машина с выпущенными шасси столкнулась с землей. Погибли КК, ПКК, ШК.
28.04.60 - Старостенко ЛИИ - Слушатель школы летчиков-испытателей, выполняя посадку с боковым ветром 8 м/с не справился с управлением, и машина врезалась в кучи смерзшегося торфа. Погиб ШК.
14.11.60 - Рудков - - Экипаж, при выполнении 3-го разворота на дальности 40км, снизился до высоты круга и столкнулся с сопками, которые имели превышение относительно аэродрома 433м. Экипаж погиб.
15.01.61 - Шахов 1229 Белая После отрыва от ВПП появился левый крен, машина коснулась бетонки левой консолью крыла, столкнулась со снежным бруствером и начала разрушаться. Причиной явилось перепутывание полярности электропроводов в приводе триммера элеронов.
25.01.61 - Чайка - - Экипаж выполнял полет по кругу ночью при минимуме погоды. После взлета и набора высоты 100м самолет перешел на снижение и на расстоянии 1800м от ВПП ударился о землю, разрушился и сгорел. КОУ и ВСР, получив контузии и ожоги, покинули самолет и вынесли из горящего самолета КК, остальные погибли.
23.01.61 - Быков 341 Озерное Экипаж после маршрута выполнял заход на посадку в условиях минимума погоды ночью, к полетам в которых он не был подготовлен. При повторном заходе производил довороты с большими кренами, допустил резкую потерю высоты. Самолет на расстоянии 450м после пролета ДПРМ с правым креном ударился о землю. Четыре человека из экипажа погибли.
20.06.61 - Каримов завод №22 Казань При выполнении дозаправки летчиками завода №22, командиры кораблей - однофамильцы - Каримовы, произошло заклинивание элерона заправляемого самолета заправочным шлангом. Весь экипаж погиб.
02.10.61 - Соколов 303 Хороль После приема 4000л топлива самолет отошел от танкера и перешел в пикирование с углом 45 градусов с разворотом влево. Машина упала вместе с экипажем, не сообщившим о происходящем на борту.
29.01.62 - Шугаев 182 Моздок Экипаж, после выполнения полета по маршруту ночью при заходе на посадку и выходе из облаков в районе ДПРМ, допустил резкую потерю высоты. Самолет ударился о землю и разрушился. Пять членов экипажа погибли.
11.02.62 - Лоскарев 132 Тарту Катастрофа произошла на взлете с аэр.Орша (Болбасово), самолет столкнулся с землей на расстоянии 1900 м от торца ВПП. Официальное заключение - ошибка КК в технике пилотирования.
11.04.62 - Севастьянов 182 Моздок Экипаж выполнял полет по маршруту ночью. На высоте 11000м для выдерживания своего места в боевом порядке КК уменьшил обороты двигателей, что привело к падению скорости и сваливанию. По команде КК четыре члена экипажа успешно катапультировались. КОУ покинул самолет на малой высоте и погиб. КК, пытаясь вывести самолет, погиб при ударе о землю.
27.04.62 - Устюшкин - - Грубая посадка в торец полосы, самолет развалился по 26 шпангоуту. Погиб КОУ.
15.08.62 - Максимов 52 Шайковка Столкновение в воздухе с самолетом капитана Каримова, при выполнении полета строем.
15.08.62 - Каримов 52 Шайковка Столкновение в воздухе с самолетом майора Максимова, при выполнении полета строем.
25.08.62 - - - - Во время торжеств в честь Дня ВМФ, пролетев во Владивостоке над Амурским заливом, две машины попали в облачность, при полном отсутствии визуальной видимости столкнулись друг с другом в воздухе и рухнули на Русский остров.
09.01.63 - Сабенин - СФ, Североморск-3 Невыдерживание направление на разбеге с сильным боковым ветром. Самолет столкнулся с ПРЛ-5. Погибли 2 военнослужащих из рачета ПРЛ-5.
14.01.63 - Попко 303 Завитинск Сваливание с высоты 9600 при полете по маршруту в разомкнутом боевом порядке.
19.02.64 - Чередников 219
ОДРАП
Спасск-Дальний Экипаж находился на дежурстве в Анадыре. КК разрешил выполнять взлет ПКК. После взлета, КК ошибочно вместо уборки закрылков перевел тумблер в положение "Выпуск". В результате, закрылки разрушились, что привело к падению самолета. Экипаж погиб.
13.05.64 - Буренков 170
МРАП
БФ, Быхов Столкновение с самолетом-заправщиком, КК майор Захаров, в строю заправки при попадании в облачность.
13.05.64 - Захаров 170
МРАП
БФ, Быхов Столкновение с заправляемым самолетом, КК подполковник Буренков, в строю заправки при попадании в облачность.
15.07.64 - Кожарин - ТОФ Экипаж выполнял разведку авианосца США в Японском море, с задания не вернулся.
10.08.64 - Борисов 132 Тарту Экипаж выполнял первый самостоятельный взлет ночью с максимальным весом с грунтовой ВПП. В результате позднего отрыва самолет зацепился за деревья, упал на землю, разрушился и сгорел. Пять человек экипажа погибли, КОУ остался жив.
29.01.65 - Уваров 200 Бобруйск Экипаж выполнял взлет с грунтовой ВПП с максимальным весом. После отрыва, в наборе высоты, самолет резко увеличил угол тангажа с последующим увеличением левого крена. На расстоянии 450м от точки отрыва самолет с креном 60-70 градусов ударился левой консолью о грунт, разрушился и сгорел. КОУ и ВСР остались живы.
02.04.65 - Павлов 924
ОМРАП
СФ, Североморск-1 После взлета в наборе высоты произошло разрушение левого двигателя, в результате чего был оторван левый закрылок.
24.10.66 - Бородулин - БФ, Быхов Столкновение с землей при снижении до высоты круга в районе второго разворота, из-за неправильного отсчета высоты по ВД-20.
03.03.67 - Пасынков 184 Прилуки Экипаж выполнял полет на разведку погоды. Из-за ухудшения погоды был отправлен на запасной Полтава, но к моменту подхода видимость ухудшилась до 2,5км, местами туман. После прохода ДПРМ самолет попал в туман и экипаж стал уходить на 2-й круг. При переходе в набор, самолет зацепил правой тележкой и закрылком крышу здания ДПРМ. С высоты 80-100м с правым креном самолет упал на землю. Экипаж погиб.
10.06.67 - Баяндин - БФ, Быхов В районе первого разворота, при выполнении полета по кругу ночью в СМУ, возник пожар на самолете. Вероятной причиной является обрыв лопатки турбины правого двигателя с последующим повреждением топливной системы и возникновением пожара.
27.07.67 - Шумков - Ахтубинск Выполнялся специальный полет на полигоне по заданию НИИ, в сомкнутом строю на высоте 11500м. Сделав два захода, экипажи получили разрешение следовать на аэродром посадки. В процессе их маневра поблизости оказался самолет-истребитель, летевший впереди с пересекающим курсом. Экипаж м-ра Шумкова, не предупредив ведомого ст. л-та Виноградова, начал маневрирование, что привело к столкновению самолетов. В результате столкновения самолеты разрушились, два члена экипажа были выброшены из самолетов и приземлились на парашютах. Остальные члены экипажей погибли.
27.07.67 - Виноградов - Ахтубинск Выполнялся специальный полет на полигоне по заданию НИИ, в сомкнутом строю на высоте 11500м. Сделав два захода, экипажи получили разрешение следовать на аэродром посадки. В процессе их маневра поблизости оказался самолет-истребитель, летевший впереди с пересекающим курсом. Экипаж м-ра Шумкова, не предупредив ведомого ст. л-та Виноградова, начал маневрирование, что привело к столкновению самолетов. В результате столкновения самолеты разрушились, два члена экипажа были выброшены из самолетов и приземлились на парашютах. Остальные члены экипажей погибли.
06.10.67 - Чаманский 987
МРАП
СФ, Североморск-3 Экипаж не справился с заходом на посадку в плохих метеоусловиях, допустил преждевременное снижение, сбил антенну БПРМ. Самолет столкнулся с землей и сгорел.
25.05.68 - Плиев 967
ОДРАП
Североморск-1 Выполняя разведку авианосца ВМС США 'Эссекс' в Норвежском море на малой высоте, зацепил крылом воду.
15.07.68 - Акимов 924
ОМРАП
СФ, Оленья При снижении после маршрута, в облаках, экипаж допустил боковое отклонение от ЛЗП в 20 км и столкнулся с сопкой. Самолет разрушился и сгорел.
03.08.68 - Денисюк 132 Тарту Катастрофа при посадке на грунтовом аэродроме "Желудок". Летчики и 2ШК остались живы.
04.10.68 - Ящуков 185 Полтава Экипаж перегонял самолет с аэродрома Прилуки на аэродром Полтава. Самолет вошел в облака на высоте 250м на удалении 4км от конца ВПП, затем резко снизился до высоты 100м и снова набрал высоту, потом перешел на снижение и столкнулся с землей. КОУ, видя необычное поведение с-та, на высоте 1200м катапультировался. Остальные члены экипажа погибли.
01.02.71 - Султан Амет-Хан НИИ Жуковский Выполнялся испытательный полет на Ту-16ЛЛ, для отработки нового реактивного двигателя. Катастрофа произошла при посадке на большой скорости из-за не выпуска закрылков.
19.09.71 - Татарчук 444 Воздвиженка При полете строем на предельно малых высотах, в развороте задел левой плоскостью воду. Катастрофа произошла недалеко от Советской Гавани в Татарском проливе.
30.05.73 - Шаров 124
МРАП
ЧФ, Гвардейское После маршрута экипаж выполнял проход над полосой на высоте 200 метров. После перехода в набор высоты, попал в облачность и через 1 минуту 28 секунд упал в 7 км левее полосы. Предположительно произошел отказ основного АГД.
0.0.74 - Грошев ЧВВАКУШ Каменск-Уральский Грубая посадка в торец полосы, самолет развалился. КОУ и ВСР остались живы.
0.0.74 - - - Моздок Грубая посадка в торец полосы, оторвались шасси, самолет развалился. КОУ и ВСР остались живы.
29.12.74 - Корепанов 987
МРАП
СФ, Североморск-3 На снижении КК не правильно выставил давление аэродрома на ВД-20. На удалении 18 км от аэродрома самолет столкнулся с сопкой, разрушился и сгорел.
24.02.75 - Ермаченков 1229 Белая Перелет по маршруту Белая - Семипалатинск ночью. Полет выполнялся в плотных боевых порядках, пытаясь избежать опасного сближения с впереди летящим самолетом КК начал резкое маневрирование на высоте, произошло сваливание.
21.11.75 - Лебедев 444 Воздвиженка Полет на проверку техники пилотирования на потолоке по п/з 209, сваливание, погибли КК и ШК
17.03.76 - Гостеев 303 Завитинск Перелет аэр. Завитинск - мыс Шмидта, при переходе на снижение на траверзе Анадыря произошло сваливание (по мнению летчиков был пожар в воздухе)
06.10.76 - Успенский 574
МРАП
СФ, Хариусный При выходе на полевой аэродром Хариусный потерял ориентировку и после выработки топлива экипаж катапультировался над морем. В живых остался один второй штурман после 6 часов нахождения в воде!
20.04.77 - Жуков 303 Завитинск Столкновение с землей в 120 км от полигона Литовка, при снижении для бомбометания с малых высот ночью.
02.06.77 - Харьков 200 Бобруйск Экипаж выполнял перелет с аэродрома Мачулищи на аэродром Бобруйск. После взлета с высоты 1530м самолет перешел на снижение, затем на крутое пикирование до 70 градусов и столкнулся с землей. Экипаж и находившийся на борту ст.техник самолета погибли.
25.01.78 - Хацкалев 266
ОДРАЭ
ТОФ, Хороль После взлета с аэр. Пристань произошёл отказ продольного управления самолетом. После консультаций с КБ Туполева, было принято решение о посадке на аэр. Хороль с использованием триммера. На выравнивании самолет резко перешел в набор высоты и с левым креном ударился о землю и сгорел.
28.08.78 - Кудряшов 967
ОДРАП
СФ, Североморск-1 При выполнении полета на предельно малой высоте в Баренцевом море, в условиях плохой видимости, столкнулся с земной поверхностью острова Надежда.
17.11.78 - Вишневский 5
МРАП
ЧФ, Веселое Выполняя полет на доразведку погоды, в условиях плохой видимости, экипаж не справился с заходом на посадку, ударился о землю и сгорел. Погибли 3 члена экипажа.
15.02.80 - Морозов 924
ОМРАП
СФ, Североморск-3 При заходе на посадку, ночью в ПМУ, на запасном аэродроме, при развороте на посадочный курс столкнулся с сопкой, имеющей превышение 150 метров над аэродромом. Четыре человека из состава экипажа погибли.
27.06.80 - Каракозов 50
ОДРАП
ТОФ Выполняя полет в составе пары, на разведку кораблей, на повторном заходе на десантный корабль для фотографирования, самолет загорелся и упал в воду. Причина не установлена.
24.08.81 - Харитонов 303 Завитинск Столкновение с самолетом Ан-24 72 км от аэр. Завитинск
05.02.82 - Лаврентьев 132 Тарту Экипаж допустил правый крен в момент отрыва, произошло касание земли законцовкой правого крыла. Самолет, с увеличением крена, продолжая касание о землю, уклонился от полосы вправо, ударился о землю, разрушился и сгорел. КОУ и ВСР остались живы.
21.02.84 - Баранов 219
ОДРАП
Спасск-Дальний На высоте 8100 м произошла постепенная разгерметизация передней кабины, лётчики потеряли сознание. ШК катапультировался. Самолет двигался по синусоиде, после второго пика развалился от перегрузок.
11.04.84 - Стягунов 43
ЦБП и ПЛС
Зябровка Экипаж выполнял взлет ночью в ПМУ. Из-за отказа в системе электропитания произошло самовыключение двигателей. КК принял решение на вынужденную посадку в поле. В процессе посадки самолет столкнулся с железобетонной опорой ЛЭП и разрушился. Остались живы КОУ и ВСР.
26.02.88 - Ефремов - Советская Гавань При снижении с Н=4500 КК непроизвольно выключил оба двигателя, самолет сел на воду и затонул у побережья Камчатки. Спасся один командир.
27.04.88 - Двоскин 260 Стрый При переходе на снижение после маршрута произошло сваливание.
13.06.88 - Ефимов - БФ, Остров При полете в составе группы, на высоте 9900 метров, самолет с левым креном и резким снижением вышел из строя и упал в воду. Причина не установлена.
18.09.90 - Карпов - ЧФ, Октябрьское При отходе от полигона экипаж ощутил толчок и по докладу одного из членов экипажа, от самолета отделился какой-то предмет. На самолете прекратилась внешняя и внутренняя связь и возник пожар, который ликвидировать не удалось. По команде КК ШК катапультировался, а самолет с левым креном столкнулся с водой. Причина не установлена.
23.10.90 - Чемеринский - ЧФ, Октябрьское На взлете, в момент отрыва упали обороты правого двигателя и через несколько секунд сработала сигнализация о пожаре левого двигателя. Экипаж выключил левый двигатель и на высоте 40 метров самолет стал парашютировать. КК выполнил посадку перед собой, но через 90 метров самолет столкнулся с бетонным ограждением аэродрома, разрушился и сгорел. Погиб ШК.
10.11.90 - Хакимов 132 Тарту Перегон самолета на базу разделки по маршруту Тарту - Семипалатинск. Сразу после отрыва, самолет начинает энергично заваливаться и с креном больше 40 градусов падает правее окончания ВПП. Предположительно произошло разрушение качалки элерона.

Выпускники ТВВАУЛ-77, погибшие на самолете Ту-16:

Источники:
Вернуться назад
Hosted by uCoz