Катастрофы самолета Ту-16Н1>
Катастрофы самолета Ту-16Н1>
|
Дата | № самолета |
Командир корабля |
№ ТБАП |
место в/ч | Обстоятельства |
18.01.56 | 6202917 | Черкасов | завод №22 | Казань | Перелет Казань - Ахтубинск (Владимировка), предположительно пожар в воздухе |
17.04.56 | 5202310 | Войтецкий | 184 | Прилуки | После посадки разрушилась верхняя часть фюзеляжа и на пробеге самолет переломился в районе 20 шпангоута. Погиб второй штурман. |
26.06.56 | 5202808 | Бондаренко | 185 | Полтава | Самопроизвольное выключение обоих двигателей на Н=11000 метров в районе Рязани, при попадании в сильные грозовые разряды. |
13.07.56 | - | Белов | 185 | Полтава | Катастрофа при посадке из-за недостаточной прочности фюзеляжа. Погибли ПКК и ВСР. |
00.10.56 | - | - | - | - | При выполнении дозаправки, в сцепленном состоянии, топливный шланг попал на крыло заправляемого самолета. Произошло заклинивание элерона. Экипаж погиб. |
23.12.56 | - | Ломия | - | - | При полете ночью в СМУ произошла катастрофа самолета с инструктором зам.командира 15 ТБАД Героем Советского Союза п-ком Шашловым А.Я. Экипаж погиб. |
12.02.57 | - | Деточенко | - | ЧФ, Гвардейское | При полете над Черным морем произошла остановка двигателей из-за отказа системы электропитания. Самолет долетел до района Новороссийска и попытался произвести посадку, но столкнулся с насыпью, разрушился и сгорел. Жив остался только ВСР, покинувший самолет ещё над морем. |
02.03.57 | 6203020 | - | 260 | Стрый | При выполнении захода на посадку, в сплошной облачности, зная что впереди находится гора, КК резко развернулся и с креном 90 градусов врезался в землю. |
30.05.57 | 6401602 | Лойчиков | - | - | После самопроизвольного выключения правого двигателя, снижаясь с Н=11300, самолет попал в мощную грозовую облачность, вошел в плоский штопор, ударился о землю и сгорел. |
04.07.57 | 6203114 | - | 402 | Болбасово | После взлета, пройдя ближний привод на высоте 20-25м, самолет упал на поле, развалился, загорелся и снес три дома в деревне Ленковичи. Причина происшествия невыяснена. |
17.08.57 | 1882213 | - | 184 | Прилуки | Две машины ошибочно завели в мощную грозовую облачность. Один из самолетов при попытке перетянуть через облачность на высоте 12000м попал в сильную болтанку и свалился на крыло. Второй вошел в облачность и тоже свалился на крыло, разворачиваясь с правым креном. Обе машины погибли. |
17.08.57 | 5201605 | - | 184 | Прилуки | Две машины ошибочно завели в мощную грозовую облачность. Один из самолетов при попытке перетянуть через облачность на высоте 12000м попал в сильную болтанку и свалился на крыло. Второй вошел в облачность и тоже свалился на крыло, разворачиваясь с правым креном. Обе машины погибли. |
25.08.57 | 6203204 | - | 840 | Сольцы | Четыре машины выполняли задание в районе 'Ладейное поле'. На высоте 11500м один Ту-16 вошел в грозовую облачность. Экипаж с пилотированием не справился, самолет разбился. |
29.01.58 | 7401903 | - | - | Советская Гавань | Выполнялся полет по отработке взаимодействия с истребителями ПВО. После атаки один из МиГ-19 близко подошел к Ту-16 и по словам летчика-истребителя, Ту-16 стал разворачиваться и, перейдя в снижение по спирали с постепенно увеличившимся креном, ударился о землю. |
10.04.58 | 5202911 | - | - | - | Рассоединение трубопроводов перекрестного питания двигателей. |
13.06.58 | - | Волков | НИИ ВВС | Чкаловский | При заходе на посадку, экипаж попал в ливень с видимостью до 50 метров. С заходом не справился и задел крыши домов деревни Хотово. Погиб не только экипаж самолета, но и 8 местных жителей в своих же домах. |
02.08.58 | - | - | ДА | - | При заходе на посадку и выполнении четвертого разворота на высоте около 400м оторвался правый закрылок. Машина с правым креном 45 градусов упала на лес, взорвалась и сгорела. |
12.09.58 | 1882809 | - | - | Мигалово | Самолет, выполнявший второй полет, после взлета и прохода ближнего привода на высоте 60-80м накренился влево, зацепился крылом за деревья, упал и сгорел. |
10.10.58 | - | - | 43 ЦБП и ПЛС |
Дягилево | Самолет упал после взлета из-за рассоединения тяги руля высоты. Из экипажа спаслись лишь ВСР и КОУ. |
13.10.58 | 1883218 | - | - | - | Самолет летел на высоте 11000м. Погода была ясная, без болтанки. Но при снижении стал увеличиваться крен, затем самолет выровнялся, но не надолго и, перейдя в крутое снижение, под углом 70-80 градасув, ударился о землю. |
13.05.59 | - | Фургайло | 402 | Болбасово | Катастрофа при выполнении учебно-тренировочного полета. |
10.07.59 | - | Коваленко | 132 | Тарту | Катастрофа на взлете. |
14.10.59 | - | Хижняк | 251 | Белая Церковь | Отказ в системе поперечного управления самолетом. |
11.11.59 | 1881004 | - | - | - | Самолет разбился из-за обрыва верхнего рычага секторной качалки руля высоты. |
27.02.60 | - | Черных | 1229 | Белая | Выполнялся облет после регламентных работ с проверкой триммеров руля высоты и кислородного оборудования. Испытывая большие нагрузки на штурвал, командир подкрутил штурвал триммера руля высоты до максимального угла, нагрузка на штурвал приблизилась к 300кг. Удалось набрать 70м, перелетев Ангару, машина с выпущенными шасси столкнулась с землей. Погибли КК, ПКК, ШК. |
28.04.60 | - | Старостенко | ЛИИ | - | Слушатель школы летчиков-испытателей, выполняя посадку с боковым ветром 8 м/с не справился с управлением, и машина врезалась в кучи смерзшегося торфа. Погиб ШК. |
14.11.60 | - | Рудков | - | - | Экипаж, при выполнении 3-го разворота на дальности 40км, снизился до высоты круга и столкнулся с сопками, которые имели превышение относительно аэродрома 433м. Экипаж погиб. |
15.01.61 | - | Шахов | 1229 | Белая | После отрыва от ВПП появился левый крен, машина коснулась бетонки левой консолью крыла, столкнулась со снежным бруствером и начала разрушаться. Причиной явилось перепутывание полярности электропроводов в приводе триммера элеронов. |
25.01.61 | - | Чайка | - | - | Экипаж выполнял полет по кругу ночью при минимуме погоды. После взлета и набора высоты 100м самолет перешел на снижение и на расстоянии 1800м от ВПП ударился о землю, разрушился и сгорел. КОУ и ВСР, получив контузии и ожоги, покинули самолет и вынесли из горящего самолета КК, остальные погибли. |
23.01.61 | - | Быков | 341 | Озерное | Экипаж после маршрута выполнял заход на посадку в условиях минимума погоды ночью, к полетам в которых он не был подготовлен. При повторном заходе производил довороты с большими кренами, допустил резкую потерю высоты. Самолет на расстоянии 450м после пролета ДПРМ с правым креном ударился о землю. Четыре человека из экипажа погибли. |
20.06.61 | - | Каримов | завод №22 | Казань | При выполнении дозаправки летчиками завода №22, командиры кораблей - однофамильцы - Каримовы, произошло заклинивание элерона заправляемого самолета заправочным шлангом. Весь экипаж погиб. |
02.10.61 | - | Соколов | 303 | Хороль | После приема 4000л топлива самолет отошел от танкера и перешел в пикирование с углом 45 градусов с разворотом влево. Машина упала вместе с экипажем, не сообщившим о происходящем на борту. |
29.01.62 | - | Шугаев | 182 | Моздок | Экипаж, после выполнения полета по маршруту ночью при заходе на посадку и выходе из облаков в районе ДПРМ, допустил резкую потерю высоты. Самолет ударился о землю и разрушился. Пять членов экипажа погибли. |
11.02.62 | - | Лоскарев | 132 | Тарту | Катастрофа произошла на взлете с аэр.Орша (Болбасово), самолет столкнулся с землей на расстоянии 1900 м от торца ВПП. Официальное заключение - ошибка КК в технике пилотирования. |
11.04.62 | - | Севастьянов | 182 | Моздок | Экипаж выполнял полет по маршруту ночью. На высоте 11000м для выдерживания своего места в боевом порядке КК уменьшил обороты двигателей, что привело к падению скорости и сваливанию. По команде КК четыре члена экипажа успешно катапультировались. КОУ покинул самолет на малой высоте и погиб. КК, пытаясь вывести самолет, погиб при ударе о землю. |
27.04.62 | - | Устюшкин | - | - | Грубая посадка в торец полосы, самолет развалился по 26 шпангоуту. Погиб КОУ. |
15.08.62 | - | Максимов | 52 | Шайковка | Столкновение в воздухе с самолетом капитана Каримова, при выполнении полета строем. |
15.08.62 | - | Каримов | 52 | Шайковка | Столкновение в воздухе с самолетом майора Максимова, при выполнении полета строем. |
25.08.62 | - | - | - | - | Во время торжеств в честь Дня ВМФ, пролетев во Владивостоке над Амурским заливом, две машины попали в облачность, при полном отсутствии визуальной видимости столкнулись друг с другом в воздухе и рухнули на Русский остров. |
09.01.63 | - | Сабенин | - | СФ, Североморск-3 | Невыдерживание направление на разбеге с сильным боковым ветром. Самолет столкнулся с ПРЛ-5. Погибли 2 военнослужащих из рачета ПРЛ-5. |
14.01.63 | - | Попко | 303 | Завитинск | Сваливание с высоты 9600 при полете по маршруту в разомкнутом боевом порядке. |
19.02.64 | - | Чередников | 219 ОДРАП |
Спасск-Дальний | Экипаж находился на дежурстве в Анадыре. КК разрешил выполнять взлет ПКК. После взлета, КК ошибочно вместо уборки закрылков перевел тумблер в положение "Выпуск". В результате, закрылки разрушились, что привело к падению самолета. Экипаж погиб. |
13.05.64 | - | Буренков | 170 МРАП |
БФ, Быхов | Столкновение с самолетом-заправщиком, КК майор Захаров, в строю заправки при попадании в облачность. |
13.05.64 | - | Захаров | 170 МРАП |
БФ, Быхов | Столкновение с заправляемым самолетом, КК подполковник Буренков, в строю заправки при попадании в облачность. |
15.07.64 | - | Кожарин | - | ТОФ | Экипаж выполнял разведку авианосца США в Японском море, с задания не вернулся. |
10.08.64 | - | Борисов | 132 | Тарту | Экипаж выполнял первый самостоятельный взлет ночью с максимальным весом с грунтовой ВПП. В результате позднего отрыва самолет зацепился за деревья, упал на землю, разрушился и сгорел. Пять человек экипажа погибли, КОУ остался жив. |
29.01.65 | - | Уваров | 200 | Бобруйск | Экипаж выполнял взлет с грунтовой ВПП с максимальным весом. После отрыва, в наборе высоты, самолет резко увеличил угол тангажа с последующим увеличением левого крена. На расстоянии 450м от точки отрыва самолет с креном 60-70 градусов ударился левой консолью о грунт, разрушился и сгорел. КОУ и ВСР остались живы. |
02.04.65 | - | Павлов | 924 ОМРАП |
СФ, Североморск-1 | После взлета в наборе высоты произошло разрушение левого двигателя, в результате чего был оторван левый закрылок. |
24.10.66 | - | Бородулин | - | БФ, Быхов | Столкновение с землей при снижении до высоты круга в районе второго разворота, из-за неправильного отсчета высоты по ВД-20. |
03.03.67 | - | Пасынков | 184 | Прилуки | Экипаж выполнял полет на разведку погоды. Из-за ухудшения погоды был отправлен на запасной Полтава, но к моменту подхода видимость ухудшилась до 2,5км, местами туман. После прохода ДПРМ самолет попал в туман и экипаж стал уходить на 2-й круг. При переходе в набор, самолет зацепил правой тележкой и закрылком крышу здания ДПРМ. С высоты 80-100м с правым креном самолет упал на землю. Экипаж погиб. |
10.06.67 | - | Баяндин | - | БФ, Быхов | В районе первого разворота, при выполнении полета по кругу ночью в СМУ, возник пожар на самолете. Вероятной причиной является обрыв лопатки турбины правого двигателя с последующим повреждением топливной системы и возникновением пожара. |
27.07.67 | - | Шумков | - | Ахтубинск | Выполнялся специальный полет на полигоне по заданию НИИ, в сомкнутом строю на высоте 11500м. Сделав два захода, экипажи получили разрешение следовать на аэродром посадки. В процессе их маневра поблизости оказался самолет-истребитель, летевший впереди с пересекающим курсом. Экипаж м-ра Шумкова, не предупредив ведомого ст. л-та Виноградова, начал маневрирование, что привело к столкновению самолетов. В результате столкновения самолеты разрушились, два члена экипажа были выброшены из самолетов и приземлились на парашютах. Остальные члены экипажей погибли. |
27.07.67 | - | Виноградов | - | Ахтубинск | Выполнялся специальный полет на полигоне по заданию НИИ, в сомкнутом строю на высоте 11500м. Сделав два захода, экипажи получили разрешение следовать на аэродром посадки. В процессе их маневра поблизости оказался самолет-истребитель, летевший впереди с пересекающим курсом. Экипаж м-ра Шумкова, не предупредив ведомого ст. л-та Виноградова, начал маневрирование, что привело к столкновению самолетов. В результате столкновения самолеты разрушились, два члена экипажа были выброшены из самолетов и приземлились на парашютах. Остальные члены экипажей погибли. |
06.10.67 | - | Чаманский | 987 МРАП |
СФ, Североморск-3 | Экипаж не справился с заходом на посадку в плохих метеоусловиях, допустил преждевременное снижение, сбил антенну БПРМ. Самолет столкнулся с землей и сгорел. |
25.05.68 | - | Плиев | 967 ОДРАП |
Североморск-1 | Выполняя разведку авианосца ВМС США 'Эссекс' в Норвежском море на малой высоте, зацепил крылом воду. |
15.07.68 | - | Акимов | 924 ОМРАП |
СФ, Оленья | При снижении после маршрута, в облаках, экипаж допустил боковое отклонение от ЛЗП в 20 км и столкнулся с сопкой. Самолет разрушился и сгорел. |
03.08.68 | - | Денисюк | 132 | Тарту | Катастрофа при посадке на грунтовом аэродроме "Желудок". Летчики и 2ШК остались живы. |
04.10.68 | - | Ящуков | 185 | Полтава | Экипаж перегонял самолет с аэродрома Прилуки на аэродром Полтава. Самолет вошел в облака на высоте 250м на удалении 4км от конца ВПП, затем резко снизился до высоты 100м и снова набрал высоту, потом перешел на снижение и столкнулся с землей. КОУ, видя необычное поведение с-та, на высоте 1200м катапультировался. Остальные члены экипажа погибли. |
01.02.71 | - | Султан Амет-Хан | НИИ | Жуковский | Выполнялся испытательный полет на Ту-16ЛЛ, для отработки нового реактивного двигателя. Катастрофа произошла при посадке на большой скорости из-за не выпуска закрылков. |
19.09.71 | - | Татарчук | 444 | Воздвиженка | При полете строем на предельно малых высотах, в развороте задел левой плоскостью воду. Катастрофа произошла недалеко от Советской Гавани в Татарском проливе. |
30.05.73 | - | Шаров | 124 МРАП |
ЧФ, Гвардейское | После маршрута экипаж выполнял проход над полосой на высоте 200 метров. После перехода в набор высоты, попал в облачность и через 1 минуту 28 секунд упал в 7 км левее полосы. Предположительно произошел отказ основного АГД. |
0.0.74 | - | Грошев | ЧВВАКУШ | Каменск-Уральский | Грубая посадка в торец полосы, самолет развалился. КОУ и ВСР остались живы. |
0.0.74 | - | - | - | Моздок | Грубая посадка в торец полосы, оторвались шасси, самолет развалился. КОУ и ВСР остались живы. |
29.12.74 | - | Корепанов | 987 МРАП |
СФ, Североморск-3 | На снижении КК не правильно выставил давление аэродрома на ВД-20. На удалении 18 км от аэродрома самолет столкнулся с сопкой, разрушился и сгорел. |
24.02.75 | - | Ермаченков | 1229 | Белая | Перелет по маршруту Белая - Семипалатинск ночью. Полет выполнялся в плотных боевых порядках, пытаясь избежать опасного сближения с впереди летящим самолетом КК начал резкое маневрирование на высоте, произошло сваливание. |
21.11.75 | - | Лебедев | 444 | Воздвиженка | Полет на проверку техники пилотирования на потолоке по п/з 209, сваливание, погибли КК и ШК |
17.03.76 | - | Гостеев | 303 | Завитинск | Перелет аэр. Завитинск - мыс Шмидта, при переходе на снижение на траверзе Анадыря произошло сваливание (по мнению летчиков был пожар в воздухе) |
06.10.76 | - | Успенский | 574 МРАП |
СФ, Хариусный | При выходе на полевой аэродром Хариусный потерял ориентировку и после выработки топлива экипаж катапультировался над морем. В живых остался один второй штурман после 6 часов нахождения в воде! |
20.04.77 | - | Жуков | 303 | Завитинск | Столкновение с землей в 120 км от полигона Литовка, при снижении для бомбометания с малых высот ночью. |
02.06.77 | - | Харьков | 200 | Бобруйск | Экипаж выполнял перелет с аэродрома Мачулищи на аэродром Бобруйск. После взлета с высоты 1530м самолет перешел на снижение, затем на крутое пикирование до 70 градусов и столкнулся с землей. Экипаж и находившийся на борту ст.техник самолета погибли. |
25.01.78 | - | Хацкалев | 266 ОДРАЭ |
ТОФ, Хороль | После взлета с аэр. Пристань произошёл отказ продольного управления самолетом. После консультаций с КБ Туполева, было принято решение о посадке на аэр. Хороль с использованием триммера. На выравнивании самолет резко перешел в набор высоты и с левым креном ударился о землю и сгорел. |
28.08.78 | - | Кудряшов | 967 ОДРАП |
СФ, Североморск-1 | При выполнении полета на предельно малой высоте в Баренцевом море, в условиях плохой видимости, столкнулся с земной поверхностью острова Надежда. |
17.11.78 | - | Вишневский | 5 МРАП |
ЧФ, Веселое | Выполняя полет на доразведку погоды, в условиях плохой видимости, экипаж не справился с заходом на посадку, ударился о землю и сгорел. Погибли 3 члена экипажа. |
15.02.80 | - | Морозов | 924 ОМРАП |
СФ, Североморск-3 | При заходе на посадку, ночью в ПМУ, на запасном аэродроме, при развороте на посадочный курс столкнулся с сопкой, имеющей превышение 150 метров над аэродромом. Четыре человека из состава экипажа погибли. |
27.06.80 | - | Каракозов | 50 ОДРАП |
ТОФ | Выполняя полет в составе пары, на разведку кораблей, на повторном заходе на десантный корабль для фотографирования, самолет загорелся и упал в воду. Причина не установлена. |
24.08.81 | - | Харитонов | 303 | Завитинск | Столкновение с самолетом Ан-24 72 км от аэр. Завитинск |
05.02.82 | - | Лаврентьев | 132 | Тарту | Экипаж допустил правый крен в момент отрыва, произошло касание земли законцовкой правого крыла. Самолет, с увеличением крена, продолжая касание о землю, уклонился от полосы вправо, ударился о землю, разрушился и сгорел. КОУ и ВСР остались живы. |
21.02.84 | - | Баранов | 219 ОДРАП |
Спасск-Дальний | На высоте 8100 м произошла постепенная разгерметизация передней кабины, лётчики потеряли сознание. ШК катапультировался. Самолет двигался по синусоиде, после второго пика развалился от перегрузок. |
11.04.84 | - | Стягунов | 43 ЦБП и ПЛС |
Зябровка | Экипаж выполнял взлет ночью в ПМУ. Из-за отказа в системе электропитания произошло самовыключение двигателей. КК принял решение на вынужденную посадку в поле. В процессе посадки самолет столкнулся с железобетонной опорой ЛЭП и разрушился. Остались живы КОУ и ВСР. |
26.02.88 | - | Ефремов | - | Советская Гавань | При снижении с Н=4500 КК непроизвольно выключил оба двигателя, самолет сел на воду и затонул у побережья Камчатки. Спасся один командир. |
27.04.88 | - | Двоскин | 260 | Стрый | При переходе на снижение после маршрута произошло сваливание. |
13.06.88 | - | Ефимов | - | БФ, Остров | При полете в составе группы, на высоте 9900 метров, самолет с левым креном и резким снижением вышел из строя и упал в воду. Причина не установлена. |
18.09.90 | - | Карпов | - | ЧФ, Октябрьское | При отходе от полигона экипаж ощутил толчок и по докладу одного из членов экипажа, от самолета отделился какой-то предмет. На самолете прекратилась внешняя и внутренняя связь и возник пожар, который ликвидировать не удалось. По команде КК ШК катапультировался, а самолет с левым креном столкнулся с водой. Причина не установлена. |
23.10.90 | - | Чемеринский | - | ЧФ, Октябрьское | На взлете, в момент отрыва упали обороты правого двигателя и через несколько секунд сработала сигнализация о пожаре левого двигателя. Экипаж выключил левый двигатель и на высоте 40 метров самолет стал парашютировать. КК выполнил посадку перед собой, но через 90 метров самолет столкнулся с бетонным ограждением аэродрома, разрушился и сгорел. Погиб ШК. |
10.11.90 | - | Хакимов | 132 | Тарту | Перегон самолета на базу разделки по маршруту Тарту - Семипалатинск. Сразу после отрыва, самолет начинает энергично заваливаться и с креном больше 40 градусов падает правее окончания ВПП. Предположительно произошло разрушение качалки элерона. |
Выпускники ТВВАУЛ-77, погибшие на самолете Ту-16:
Источники: