Вестник Авиации и Космонавтики, январь-февраль 1998 года.
Иркутская трагедия потрясла страну. Как часто бывает в таких случаях, она скоро обросла догадками, предположениями и просто нелепыми слухами. В этой публикации мы постарались представить то, что было достоверно известно в третьей декаде января 1998г. Экипаж командира отряда 566 втап ВТА ВВС подполковника В.А.Федорова с летчиком- инструктором командиром эскадрильи подполковником В.В.Ивановым в соответствии с распоряжением Правительства РФ выполнял задачу по перевозке из России во Вьетнам самолетов Су-27УБК с аэродрома Иркутск-2 на аэродром Фанранг (Вьетнам). 6 декабря 1997 г. днем в простых метеоусловиях выполнялся второй рейс по маршруту Иркутск-2 - Кневничи (аэродром дозаправки) - Фанранг с целью доставки двух самолетов Су-27УБК с оборудованием. На борту воздушного судна находилось 15 членов экипажа и 8 пассажиров. Расчетная взлетная масса самолета составила 350,5 т. Подготовка, запуск, прогрев двигателей на малом газе и проверка оборудования были осуществлены в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации (РЛЭ) самолета Ан-124. Экипаж выполнил руление по ВПП для взлета с курсом 140 град. и осуществил прогрев двигателей в течение четырех минут на исполнительном старте. На аэродроме Иркутск-2 в момент запуска, руления и взлета отмечались штилевые условия (температура наружного воздуха -22 градуса С, давление - 722 мм рт. ст.). Взлет был выполнен в 14 ч 42 мин местного времени (9ч 42мин по московскому времени), Отрыв самолета произошел в расчетной точке на удалении 1900 м от начала разбега (за 600 м до конца ВПП). Через 3 с после отрыва (46 с после начала разбега) на высоте 5 м произошел останов 3-го двигателя. Через 6 с на высоте 22 м произошел останов 2-го двигателя (разовой команды "Срезка топлива до 0,7 НОМ режима 2-й СУ" не было при этом за-регистрировано), а через 2 с на высоте 29 м - 1-го двигателя. Пытаясь удержать самолет в воздухе, экипаж вывел его на критические углы атаки. На 21-й с после отрыва самолет с высоты 66 м перешел на снижение и с левым креном около 30 град, на малой поступательной скорости столкнулся с жилыми постройками в районе дома № 45 по ул. Гражданской на удалении 1635 м от торца ВПП и с уклонением влево от курса взлета на 250 м. Жертвами катастрофы стали 46 местных жителей, 34 человека получили травмы разной степени тяжести и 13 из них поступили в лечебные учреждения. Экипаж в количестве 15 человек и 8 пассажиров, сопровождавших груз, погибли. В результате падения самолет полностью разрушился, возник пожар, нанесен значительный ущерб ближайшим жилым зданиям. По команде руководителя полетов были начаты спасательные работы с привлечением пожарных команд Иркутска и Ангарска с дальнейшим наращиванием усилий региональным и центральным мобильными спасательными отрядами МЧС, силами областного и городского УВД МВД, военкоматов и воинских частей ЗабВО. Спасательные работы продолжались в течение трек суток. Для расследования обстоятельств и причин катастрофы в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 6 декабря 1997г. № 1729-р была создана государственная комиссия. В ее состав вошли специалисты Минобороны и Минэкономики России. В качестве экспертов в исследованиях принимают участие представители конструкторских бюро и заводов- изготовителей России и Украины, а также научно-исследовательские организации Минобороны и авиационной промышленности. По состоянию на 5 января 1998 г. комиссия пришла к выводам о несостоятельности версий причин авиационного происшествия из-за обледенения самолета на земле, превышения взлетного веса и нарушения центровки, диверсии и столкновения самолета с препятствиями. В настоящее время изучаются причины вы-ключения на взлете трех двигателей. Основные усилия комиссии направлены на исследование топливной системы и электрооборудования самолета, конструктивных особенностей двигателя и соответствия действий членов экипажа требова-ниям РЛЭ самолета Ан-124. Уже проведен анализ проб топлива из расходных емкостей аэродрома Иркутск и сделан вывод о его кондиционности. Проведены наземные эксперименты на самолете-аналоге по возможности появления несанкционированного сигнала на клапан останова. (Подтверждается вероятность выдачи такого сигнала.) На стенде в ЗМКБ - по влиянию наличия воды в топливе на возможность помпажа двигателя. Собраны статистические данные и проведен анализ по отказам двигателей Д-1 ВТ и ВТА ВВС и гражданских авиакомпаний. Проанализированы материалы второй летно-технической конференции по обмену опытом полетов на самолете Ан-124 и материалы испытаний самолета Ан-124 и двигателей Д-18Т. На момент подписания этого материала к печати все еще не были обнародованы официальные выводы комиссии по расследованию причин катастрофы в Иркутске.