Heinkel He-55 / КР-1
летающая лодка, разведчик
1930
Морской разведчик Не 55 был построен фирмой «Хейнкель» для СССР. Особенностью этого самолета была возможность
старта с катапульты, установленной на палубе. Благодаря этому процедура взлета не требовала остановки корабля. Свой первый
катапультный самолет и катапульту для него Э.Хейнкель построил по заказу военно-морского министерства Японии в 1925 году.
Затем последовали заказ от Рейхсвера и от авиакомпании «Люфтганза», которая хотела использовать катапультируемый самолет для
ускорения доставки курьерской почты с корабля «Бремен», совершавшего рейсы в США. Советское военное руководство
заинтересовалось катапультными самолетами Хейнкеля после того, как в 1928 году после ремонта и модернизации на службу
военно-морского флота поступили три линкора и четыре крейсера, оставшиеся в наследство от ВМФ дореволюционной России. Наличие
на борту катапультных самолетов-разведчиков позволило бы повысить боевую эффективность кораблей. Однако в нашей стране
созданием таких самолетов никто ранее не занимался. Решено было обратиться к помощи Германии. Первый Не 55 поступил в СССР в
начале 1930 года и в нашей авиации он получил обозначение КР-1 (Корабельный разведчик-1). Испытания начались в марте в
Гребном порту в Ленинграде после установки на самолете советского двигателя М-22 мощностью 480 л.с. Так как поверхность воды
еще оставалась замерзшей, самолет установили на лыжи. Опробовал самолет летчик Пермичев. Катапульта К-3, построенная фирмой
«Хейнкель» для этого самолета, действовала от баллона со сжатым воздухом. Поршень под давлением воздуха приводил в
движение разгонную тележку, на которую устанавливали самолет. Скорость тележки достигала 110—130 км/ч. Катапульту для КР-1
сначала установили на линкор «Парижская коммуна», а в 1935 году ее перенесли на крейсер «Красный Кавказ». Там с ее помощью
проводились пробные запуски самолетов с корабля. Но из-за нередко случавшихся неполадок в работе катапульты КР-1 чаще
использовали «по-старинке» — спускали на воду с помощью бортовой стрелы, а после выполнения задания таким же способом
поднимали обратино на палубу. Было приобретено 30 планеров и две катапульты. Самолеты находились на вооружении ВМФ до 1938
года. Опыт, накопленный при эксплуатации КР-1, был использован конструкторами в СССР при создании более совершенных образцов
катапульт и корабельных pазвeдчиков катапультного взлета КОР-1 (Бе-2) и КОР-2 (Бе-4).
Данные для: He-55 / КР-1
Экипаж: 2, двигатель: 1 x М-22, 480 л.с., размах крыла: 14.0м, длина: 10.4м, площадь крыла: 56.9м2, взлетный вес: 2200кг, масса пустого: 1550кг, макс. скорость: 194км\ч, потолок: 4800м, дальность: 800км, продолжительность полета: 5 часов 30 мин