Bell XV-3
экспериментальный самолет с ВВП
1955
Фирмой «Белл» в течение многих лет проводилась большая научно-исследовательская и экспериментальная работа в
области создания вертолетов-самолетов. На проведенном армией США в 1950 году конкурсе на лучший проект самолета для фронтовой
разведки и спасательной службы фирмой «Белл» был представлен проект вертолета-самолета с поворотными винтами. По итогам
конкурса армией и ВВС США в 1951 году был заключен контракт с фирмой «Белл» на постройку двух экспериментальных
вертолетов-самолетов и проведение их летных испытаний. Постройка первого вертолета-самолета фирмы «Белл», получившего сначала
обозначение ХН-33, а затем XV-3, затянулась и была закончена только в начале 1955 года: 10 февраля 1955 года состоялась
первая его официальная демонстрация, a 11 августа 1955 года — первый вертикальный взлет и полеты на режиме висения, а затем
переходы к горизонтальному полету с наклоном винтов до 15°. В последующих испытаниях 25 октября 1956 года в полете на высоте
60 м при наклоне винтов на 20° СВВП потерял управляемость из-за механической неустойчивости и упал, при этом летчик-испытатель
Дик Стенсбери получил тяжелые повреждения, а СВВП был разрушен. Дальнейшие летные испытания были продолжены в 1958 году на
втором СВВП сначала с двухлопастными винтами, затем с трехлопастными. Первый полный переход от вертикального взлета к
горизонтальному полету с последующей вертикальной посадкой был совершен 18 декабря 1958 года летчиком-испытателем Биллом
Квинленом. В последующих полетах была достигнута скорость 212 км/ч навысоте 1220 м. В 1962 году СВВП был передан для летных
испытаний в НИЦ им. Лэнгли NASA, где успешно летал на вертолетных режимах и совершал неполные переходы к самолетному режиму
с наклоном винтов на 30 — 40°, летчик-испытатель Флойд Карлсон. Кроме того, вертолет-самолет испытывался на специальном
стенде, на котором осуществлялся полный переход к самолетному режиму полета. Всего вертолет-самолет XV-3 совершил более 250
полетов и выполнил 110 полных переходов, налетав 450 ч. В полетах достигались скорость 290 км/ч и высота 3660 м. Испытания
были продолжены в 1965 году в аэродинамической трубе НИЦ им. Лэнгли, однако были прекращены из-за отрыва гондолы с винтом и
повреждения вертолета-самолета.
XV-3 коллекция фотографий
Данные для: Bell XV-3
Экипаж: 2, двигатель: 1 x Pratt & Whitney R-985, 336 кВт (450 л.с.), размах крыла: 9.5м, длина: 9.4м, высота: 4.2м, площадь крыла: 10.8м2, диаметр винтов: 7.62м, взлетный вес: 2180кг, вес пустого: 1630кг, макс. скорость: 280км\ч