Экипаж Пе-8 Ил-4 выруливают на взлет
" Летчики, штурманы, бомбардиры, механики и стрелки! Фашистская клика в своей прессе и по радио обманывает мирное население Германии, говоря, что Военно - Воздушные Силы Советского Союза уничтожены, что ни один советский самолет никогда не появится над Германией. Боевые орлы! Вы должны показать, что советская авиация есть и способна бомбить любую точку, любой объект фашистской Германии. Обрушьте свой смертоносный груз на логово фашизма - на Берлин, на его военные объекты. Народ, вся страна ждет от вас сокрушитель- ного удара возмездия! ... " Из обращения Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина к личному составу 81 дивизии Дальней авиации Красной Армии. 9. 08. 1941г. В конце июля 1941 года Ставкой Верховного Командования было принято решение о нане- сении воздушных ударов по столице Германии - Берлину. Подготовка велась по двум направ лениям - создавалась особая оперативная группа авиации ВМФ и формировалась авиадивизия тяжелых дальних бомбардировщиков. Оперативную группу авиации ВМФ возглавил полковник Е.Н.Преображенский - командир 1 минно - торпедного бомбардировочного полка Балтийского флота, командиром 81 дальнебомбардировочной дивизии был назначен М.В.Водопьянов. По предложению наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова морские летчики наносили удар с аэродрома острова Сааремаа (Эзель) Моозундского архипелага, удерживаемого советскими войсками. 4 августа 1941 года 15 бомбардировщиков Ил-4 во главе с полковником Преображенским при- землились на аэродроме Кагул, построенном незадолго до войны для истребителей. Взлетно- посадочная полоса была мала для полностью загруженного бомбардировщика несмотря на то, что ее несколько удлинили. Во время первого вылета на Пярну едва не погиб экипаж пол- ковника Преображенского из-за отказа двигателя на взлете, спасло мастерство летчика. За время ремонта флагманского Ил-4 штурманы экипажей во главе с капитаном П.И.Хохло- вым провели проработку маршрута на Берлин и на запасные цели. По расчетам получалось, что путь в оба конца составит 1700 километров, из них около 1400 - над морем. Полет рас считывался так, чтобы к Берлину подойти около полуночи, а к рассвету вернуться обратно. 7 августа 1941 года в 21 час девятка бомбардировщиков Ил-4, ведомая полковником Пре- ображенским поднялась с аэродрома Кагул. По маршруту стояла облачность. В течении двух с половиной часов бомбардировщики шли над морем за облаками. Высота полета - 6500 мет- ров, температура за бортом минус 38. При подходе к побережью Германии облачность пропа ла, внизу светились огни городов.Машины шли на цель вдоль автострады Штеттин - Берлин. В 0 часов 30 минут 8 августа в прицелах бомбардировщиков - Берлин. Столица рейха яр- ко освещена, по цепочкам огней видны контуры улиц, площади, вокзалы. Ведущий подал ко- манду рассредоточиться , каждый экипаж самостоятельно выходил на свою цель. Головной экипаж точно по Шпрее вышел на Штеттинский железнодорожный вокзал. Внизу попрежнему тихо, никто не подозревает, о том, что в небе советские самолеты. Сброс! Через десяток секунд далеко внизу рвутся бомбы. Вслед за бомбами вниз посыпались листовки ... К утру все 9 самолетов благополучно приземлились на своем аэродроме. Балтийские лет- чики продолжали налеты на Берлин до 4 сентября 1941 года. За участие в первых успеш- ных боевых вылетах на столицу гитлеровской Германии Е.Н.Преображенскому, П.И.Хохлову и еще нескольким летчикам и штурманам 1го минно-торпедного авиаполка в октябре 1941г. было присвоено звание Героя Советского Союза, а полк впоследствии стал гвардейским. * * * * * * * * * * * * * *
При подготовке публикации использованы материалы книг :
П.М.Стефановский "Триста неизвестных"
С.Ф.Ушаков "В интересах всех фронтов"
И.И.Шелест "Крылатые люди"
П.И.Хохлов " Идем на Берлин"