dodonov.jpg, 35K il-4_4.jpg, 39K


 Экипаж Пе-8                 Ил-4 выруливают на взлет 


 
"  Летчики, штурманы, бомбардиры, механики и стрелки!
 

  Фашистская  клика  в  своей  прессе  и  по радио обманывает мирное население Германии,
говоря,   что    Военно - Воздушные Силы Советского Союза  уничтожены,  что   ни   один
советский самолет никогда не  появится над  Германией.				       
				  
  Боевые орлы! Вы должны показать, что советская авиация есть и способна бомбить любую
точку,  любой  объект фашистской  Германии. Обрушьте  свой  смертоносный груз на логово
фашизма - на Берлин, на его военные объекты. Народ, вся страна ждет от вас сокрушитель-
ного удара возмездия! ... "							       
	     			         Из  обращения  Верховного  Главнокомандующего
				         И.В.Сталина   к  личному  составу  81 дивизии
 				         Дальней авиации Красной Армии.  9. 08. 1941г.


   В конце июля 1941 года Ставкой Верховного Командования было принято решение о нане-
сении воздушных ударов по столице Германии - Берлину. Подготовка велась по двум направ
лениям - создавалась особая оперативная группа авиации ВМФ и формировалась авиадивизия
тяжелых дальних бомбардировщиков.  Оперативную  группу авиации ВМФ возглавил полковник
Е.Н.Преображенский - командир 1 минно - торпедного бомбардировочного полка Балтийского
флота,  командиром  81 дальнебомбардировочной дивизии   был   назначен  М.В.Водопьянов.

   По предложению наркома  ВМФ Н.Г.Кузнецова  морские летчики наносили удар с аэродрома
острова  Сааремаа (Эзель)  Моозундского архипелага, удерживаемого советскими  войсками.
4 августа 1941 года 15 бомбардировщиков Ил-4 во главе с полковником Преображенским при-
землились на аэродроме Кагул, построенном незадолго до войны для истребителей. Взлетно-
посадочная полоса была мала для полностью загруженного бомбардировщика  несмотря на то,
что ее несколько удлинили.  Во время первого вылета на Пярну едва не погиб экипаж  пол-
ковника  Преображенского  из-за отказа двигателя на взлете,  спасло мастерство летчика.

   За время ремонта флагманского Ил-4 штурманы экипажей во главе с капитаном П.И.Хохло-
вым провели  проработку маршрута на Берлин и на запасные цели.  По расчетам получалось,
что путь в оба конца составит 1700 километров, из них около 1400 - над морем. Полет рас
считывался так, чтобы к Берлину подойти около полуночи, а к рассвету вернуться обратно.

   7 августа 1941 года в 21 час девятка бомбардировщиков Ил-4, ведомая полковником Пре-
ображенским поднялась с аэродрома Кагул. По маршруту стояла облачность. В течении двух
с половиной часов бомбардировщики шли над морем за облаками. Высота полета - 6500 мет-
ров, температура за бортом минус 38. При подходе к побережью Германии облачность пропа
ла, внизу светились огни городов.Машины шли на цель вдоль автострады Штеттин - Берлин.

   В 0 часов 30 минут 8 августа  в прицелах бомбардировщиков - Берлин. Столица рейха яр-
ко освещена, по цепочкам огней видны контуры улиц, площади, вокзалы. Ведущий подал ко-
манду рассредоточиться , каждый экипаж  самостоятельно выходил на свою цель.  Головной
экипаж точно по Шпрее вышел  на  Штеттинский  железнодорожный вокзал. Внизу попрежнему
тихо, никто не подозревает, о том, что в небе советские самолеты. Сброс! Через десяток
секунд  далеко внизу рвутся бомбы.  Вслед за  бомбами  вниз  посыпались  листовки ... 

   К утру все 9 самолетов благополучно приземлились на своем аэродроме. Балтийские лет-
чики продолжали налеты на Берлин до 4 сентября 1941 года.  За участие в первых успеш-
ных боевых вылетах на столицу гитлеровской Германии  Е.Н.Преображенскому, П.И.Хохлову
и еще нескольким летчикам и штурманам 1го минно-торпедного авиаполка в октябре 1941г.
было  присвоено  звание Героя Советского Союза, а полк впоследствии стал гвардейским.


 * * * * * * *        * * * * * * * 
Бомбардировщик Ил-4
* * * * * * * * * * * * * *
Формирование 412го дальнебомбардировочного полка 81 авиадивизии началось 6 июля 1941 года Командиром полка был назначен В.И.Лебедев - один из опытнейших пилотов Дальней Авиации. Полку предстояло летать на тяжелых бомбардировщиках ТБ-7 (позднее Пе-8), кото- рый был создан в конце 30х годов. Это был мощный воздушный корабль, способный доставить 4000кг бомбовой нагрузки на расстояние до 3000км. Полк формировался в Казани, где на авиа заводе строились бомбардировщики. К сожалению перед войной несколько раз самолет снимался с производства и к началу войны было построено 11 серийных машин. Завод выпускал в месяц один самолет, таким образом с учетом восполнения потерь только один полк мог иметь на воо ружении самолеты ТБ-7. Им стал 412 авиационный полк, в августе в полку было 18 машин. 9 августа 1941 года 2ая эскадрилья 412 авиаполка во главе с комэска А.И.Курбаном со- вершила перелет с заводского аэродрома на аэродром базирования в г.Пушкин под Лениградом. 10 августа туда же прибыла 1ая экадрилья полка под командованием Э.А.Пусэпа, на борту флаг манского корабля находился командир полка В.И.Лебедев и комдив М.В.Водопьянов. В 18 часов экипажи эскадрилий были собраны для постановки задачи. Командующий ВВС П.А.Жигарев зачитал обращение Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина к личному составу дивизии, было прика зано иметь на каждом корабле по шесть 500кг фугасных бомб, заправить машины "по пробки", вылет поэскадрильно по готовности начиная с 20 часов, стартует - 1ая эскадрилья . Время старта первой эскадрильи подошло. Почему тишина, почему молчат двигатели, неужто отменен вылет? К стоянке ведущего корабля эскадрильи Курбана мчится автомобиль. Из него выскакивает штабной офицер командующего, задирает голову вверх, кричит командиру:"Команду ющий приказал немедленно вылетать вашей эскадрилье. Вылет первой задерживается. Вылет со стоянок, интервал- минута!" Команда - "Запуск!" Один за другим раскручиваются винты на самолете комэка и соседних кораблях. Курбан прибавляет газ всех четырем двигателям, удер- живая машину на тормозах, дает команду по СПУ: "Экипаж, внимание! Взлетаем!" Машина идет на взлет прямо со стоянки, через 35 секунд колеса повисли в воздухе. Штурман отмечает в бортжурнале время старта - 20.20. С минутным интервалом взлетают остальные машины эскадри дрильи, курс-Лужская губа, исходный пункт маршрута. Высота полета 6500 метров, светлая безлунная ночь. 22.30-Лиепая, 23.30-Рюген. Раз ворот, курс 180, слева остается Штеттин. 0.08-Одер, выход на боевой курс, впереди - Берлин. Внизу кромешная тьма - пригодилась таки немцам светомаскировка. Это уже тре- тий налет, третью ночь подряд бомбардировщики флота и Дальней Авиации не дают немцам спать спокойно. Экипажи самостоятельно выходят на цели. Вот появились первые разрывы бомб. Ожила ПВО противника, однако снаряды рвутся на километр- полтора ниже, и мало помалу остаются позади. Экипажи отходят от города в северо восточном направлении... Вторая группа самолетов отбомбилась по Берлину часом позже. Один самолет из-за от каза двигателя сбросил бомбы в море и вернулся на базу. Вынужденные посадки совершили при возвращении два экипажа по причине израсходования топлива и отказа двигателей. Однако боевая работа продолжалась, возвращались уцелевшие экипажи, помнили погибших. К боевым налетам на Германию подключались вновь сформированые полки на Ер-2, Ил-4. Летчики В.И.Щелкунов, В.И.Малыгин, В.Г.Тихонов, Н.В.Крюков, В.И.Лахонин были удостое- ны звания Героев за первые боевые вылеты на Берлин. Война еще только разгоралась... Налет на Берлин бомбардировщиков Пе-8 начинался трагически. К старту готовились 11 экипажей, их возглавляли : капитан С.Асямов, лейтенант В.Бидный, комбриг М.Водопьянов капитан К.Егоров, майор А.Курбан, майор И.Лисачев, капитан И.Макаренко, лейтенант А. Панфилов, капитан А.Тягунин, майор М.Угрюмов, старший лейтенант А.Чурилин. Время стар товать, из-за неполадок на машине М.Водопьянова меняется порядок взлета...При отрыве отказали два двигателя у самолета К.Егорова, самолет упал сразу же после взлета около аэродрома. Десять экипажей продолжили полет . При проходе береговой черты был обстре- лян наземными ПВО флота , а затем атакован в воздухе истребителями И-16 экипаж А.Тя- гунина. Попытки сигнализировать ракетами "я свой" не увенчались успехом, лишь непри- цельный залп из бортовых стрелковых точек заставил истребителей отойти , однако вновь открыли огонь зенитки и снаряд разорвался в крыле между двигателями , возник пожар , крыло отвалилось.На парашютах спаслись 6 человек из 11-ти.Девятка уходила к Берлину. В экипаже В.Бидного через 40 минут после взлета загорелся двигатель, его выключили, погасили и пошли на 3 дизелях. При пролете Данцига загорелся второй двигатель, на том же левом крыле, его погасили и остановили . Машина теряя высоту упорно шла на Берлин, командир держал курс , не отвернув на запасную цель. Над Берлином высота полета оказа лась 2000 метров, открыты люки, сорок соток пошли вниз... Обратно разгруженная машина стала медленно набирать высоту, вошли в облака, но из-за обледенения вновь снизились. На рассвете, пробыв в воздухе 10 часов вместо 8-ми расчетных экипаж вернулся на базу. Успешно отбомбившись по Берлину на свой аэродром вернулись еще четыре экипажа: Асямова, Лисачева, Чурилина и Макаренко. Об остальных экипажах сведений не было... . Вскоре поступил доклад о вынужденной посадке экипажа Курбана - кончилось топливо. Че- рез несколько дней прилетел экипаж Угрюмова, пришлось сажать корабль на поле в районе Великих Лук из-за нехватки горючего. После заправки баков тракторным керосином, найде ным в ближайшей МТС, летчики прилетели в Пушкино, где их уже считали погибшими. Вось- мой экипаж - М.В.Водопьянова приземлился в 200км от Пушкино, по ту сторону фронта. Вы бирались лесами и болотами почти две недели.Самолет Панфилова при возвращении уклонил ся в море в сторону Финляндии и был сбит зенитной артиллерией. После посадки оставшие ся в живых пилоты оказали упорное сопротивление частям внутренней охраны.Живым сумели взять только одного из стрелков-радистов экипажа Панфилова, остальные погибли в бою. За большие потери и неорганизованность при выполнении приказа М.Водопьянов был отст ранен от командования дивизией и направлен в тыл, командование дивизией принял А.Е.Го лованов, ставший в последствии командующим Авиацией Дальнего Действия и маршалом ВВС.
Бомбардировщик Пе-8

При подготовке публикации использованы материалы книг :
П.М.Стефановский "Триста неизвестных"
С.Ф.Ушаков "В интересах всех фронтов"
И.И.Шелест "Крылатые люди"
П.И.Хохлов " Идем на Берлин"


Предыдущая страница
Hosted by uCoz