zveno.jpg, 21K

zveno-1.jpg, 31K

Звено Вахмистрова


 
      В предвоенный год летчики Б.Литвинчук и Е.Рыжов первыми в авиации ВМФ освоили
полеты в составе "Звена Вахмистрова" - так называлась система подвески истребителей
к тяжелым бомбардировщикам ТБ-3. Овладев взаимодействием и применением И-16 в качес
тве истребителей-бомбардировщиков с помощью самолета - авианосца они обучили группу
пилотов  полка  необычным  полетам.  Была  создана  эскадрилья особого  назначения,
вошедшая в состав 92-го истребительного полка 62-й авиационной бригады  ВВС флота .
В составе особой эскадрильи находилось 6 носителей  ТБ-3РН и 12 истребителей И-16.

	С  началом войны черноморские летчики днем и ночью взлетали навстречу врагу, 
прикрывая Севастополь, корабли, войска. Вскоре был получен приказ - нанести удар по
нефтеперегонному заводу и хранилищам военно-морской базы в Констанце, запасная цель
- корабли  в гавани . Ведущим  группы истребителей  был  назначен  комэск  капитан 
А.Шубиков, боевой вылет планировался на 1 августа с евпаторийского аэродрома Крыма.

	Два ТБ-3 с подвешенными под плоскостями И-16 готовы к вылету.Зеленая ракета
описывает дугу в небе, сразу же взревели шесть воздушных винтов сначала на первом ,
а затем на втором самолете. Опытные командиры бомбардировщиков С.Гаврилов и Н.Огнев
выруливают на старт , взлетают и берут курс к цели.  На  горизонте тонко проступает
береговая черта, скоро отцепка.По команде истребители освобождаются от замков и дву
мя парами со снижением устремляются к цели. Бомбардировщики  разворачиваются домой.

	Стремительно приближается берег, высоко над бухтой барражируют два Хе-113 ,
группа обходит  их стороной снижаясь до 2000 метров.Внизу порт, кораблей в нем нет.
В плотном строю И-16 дважды проходят над Констанцей, отыскивая цели. Литвинчук пер-
вым видит замаскированные баки нефтехранилища,  указывает ведущему, строй распадает
ся - пара пикирует на нефтехранилище, вторая - на портовые сооружения. Восемь фугас
ных 250 килограммовых бомб рвутся почти одновременно. Только теперь враг очухался .

	На перехват поднимается пара Ме-109 и обнаружив уходящие на  малой  высоте
И-16 пытается атаковать. Завязывается  воздушный бой на виражах. Не выдержав лобо -
вой атаки немцы уходят в сторону берега. Вскоре Филимонов и Самарцев пристраивают -
ся к Шубикову и Литвинчуку,  четверка  благополучно совершает посадку под Одессой .
Машины быстро заправляют,короткий полет и  посадка уже на родном аэродроме в Крыму.

	Второй вылет, теперь уже трех ТБ-3 для удара по кораблям во вражеском порту
начался ночью. К цели подошли когда уже светало, еще до отцепки группу обошел Ме109
Стало ясно ,  этот налет не будет неожиданным для противника. Шесть И-16 отцепились
от ТБ-3 за 30 километров от берега. При подходе к цели их встретил сильный зенитный
огонь, однако истребители умело маневрируя прорвались к цели и прицельно с пикирова
ния сбросили бомбы на корабли и док. При отходе от цели завязался тяжелый воздушный
бой.  Имея ограниченный запас топлива наши все время оттягивались в сторону Одессы.
На последних каплях горючего один за другим под  Одессой садятся четыре И-16 , пара
С.Кузьмин - Д.Скрынников  из полета  не вернулась. Четверка  возвратилась  в  Крым.

	10 августа  эскадрилье  была  поставлена задача разрушить Черноводский мост.
Все попытки разбомбить его бомбардировщиками  Ил-4 успеха не имели , мешало мощное
зенитное и истребительное прикрытие объекта. После подготовки , глубокой ночью четы
ре И-16 под крыльями ТБ-3 покинули свой аэродром. Как обычно отцепились за 30 кило-
метров до берега и на рассвете подошли к цели, однако противник был начеку. Шкваль-
ный  огонь встречает  пикировщиков. С высоты около 400 метров восемь бомб поражают 
мост. Группа  на  предельно малой высоте успешно  уходит от цели в сторону Одессы .
Через два дня уже шестерка И-16 наносит удар по мосту и вновь успешно. А вскоре уча
стники  удара по этой цели получили заслуженые награды : ведущий  А.Шубиков - орден
Ленина,  Б.Литвинчук, Б.Филимонов и С.Каспаров - ордена Красного Знамени.	

	17 августа шестерка истребителей вновь наносит удар по Констанце, цель-док
и корабли в бухте. Группа без потерь возвращается домой. Вскоре по просьбе сухопут
ного командования был произведен налет на железнодорожный мост в г.Запорожье. Груп
па взлетела в Евпатории, над Мелитополем носители встретил эскорт  24 истребителей
И-16 . На подходе к цели наших встречают "мессеры", завязывается упорный воздушный
бой , однако ни один вражеский самолет не смог прорваться к бомбардировщикам , они 
успешно провели отцепку И-16 с бомбами и повернули домой , а шестерка с пикирования
нанесла удар по мосту, пролет рухнул в воду. Всего черноморские летчики особой эска
дрильи нанесли около 30 ударов по вражеским целям,ни один наш бомбардировщик не был
потерян, в составе группы, как правило,находилось 3 носителя ТБ-3 и 6 истребителей.

	Так в первые месяцы войны  на  практике была доказана боевая эффективность 
разработок В.С.Вахмистрова "Звено", которые были испытаны и отработаны задолго до
войны. К сожалению  в свое время этим работам не было уделено должного внимания и
только благодаря личной настойчивости  Вахмистрова при поддержке наркома ВМФ Н.Г.
Кузнецова была образована особая эскадрилья  ВВС Черноморского флота. Из летчиков
истребителей И-16 прошли всю войну и стали Героями СССР Б.Литвинчук и П.Данилин. 


 * * * * * * *        * * * * * * * 
Истребитель И-16 Бомбардировщик ТБ-3

При подготовке публикации использованы материалы :
воспоминаний Героя Советского Союза В.А.Минакова
П.М.Стефановский "Триста неизвестных"

Предыдущая страница
Hosted by uCoz