Звено Вахмистрова
В предвоенный год летчики Б.Литвинчук и Е.Рыжов первыми в авиации ВМФ освоили полеты в составе "Звена Вахмистрова" - так называлась система подвески истребителей к тяжелым бомбардировщикам ТБ-3. Овладев взаимодействием и применением И-16 в качес тве истребителей-бомбардировщиков с помощью самолета - авианосца они обучили группу пилотов полка необычным полетам. Была создана эскадрилья особого назначения, вошедшая в состав 92-го истребительного полка 62-й авиационной бригады ВВС флота . В составе особой эскадрильи находилось 6 носителей ТБ-3РН и 12 истребителей И-16. С началом войны черноморские летчики днем и ночью взлетали навстречу врагу, прикрывая Севастополь, корабли, войска. Вскоре был получен приказ - нанести удар по нефтеперегонному заводу и хранилищам военно-морской базы в Констанце, запасная цель - корабли в гавани . Ведущим группы истребителей был назначен комэск капитан А.Шубиков, боевой вылет планировался на 1 августа с евпаторийского аэродрома Крыма. Два ТБ-3 с подвешенными под плоскостями И-16 готовы к вылету.Зеленая ракета описывает дугу в небе, сразу же взревели шесть воздушных винтов сначала на первом , а затем на втором самолете. Опытные командиры бомбардировщиков С.Гаврилов и Н.Огнев выруливают на старт , взлетают и берут курс к цели. На горизонте тонко проступает береговая черта, скоро отцепка.По команде истребители освобождаются от замков и дву мя парами со снижением устремляются к цели. Бомбардировщики разворачиваются домой. Стремительно приближается берег, высоко над бухтой барражируют два Хе-113 , группа обходит их стороной снижаясь до 2000 метров.Внизу порт, кораблей в нем нет. В плотном строю И-16 дважды проходят над Констанцей, отыскивая цели. Литвинчук пер- вым видит замаскированные баки нефтехранилища, указывает ведущему, строй распадает ся - пара пикирует на нефтехранилище, вторая - на портовые сооружения. Восемь фугас ных 250 килограммовых бомб рвутся почти одновременно. Только теперь враг очухался . На перехват поднимается пара Ме-109 и обнаружив уходящие на малой высоте И-16 пытается атаковать. Завязывается воздушный бой на виражах. Не выдержав лобо - вой атаки немцы уходят в сторону берега. Вскоре Филимонов и Самарцев пристраивают - ся к Шубикову и Литвинчуку, четверка благополучно совершает посадку под Одессой . Машины быстро заправляют,короткий полет и посадка уже на родном аэродроме в Крыму. Второй вылет, теперь уже трех ТБ-3 для удара по кораблям во вражеском порту начался ночью. К цели подошли когда уже светало, еще до отцепки группу обошел Ме109 Стало ясно , этот налет не будет неожиданным для противника. Шесть И-16 отцепились от ТБ-3 за 30 километров от берега. При подходе к цели их встретил сильный зенитный огонь, однако истребители умело маневрируя прорвались к цели и прицельно с пикирова ния сбросили бомбы на корабли и док. При отходе от цели завязался тяжелый воздушный бой. Имея ограниченный запас топлива наши все время оттягивались в сторону Одессы. На последних каплях горючего один за другим под Одессой садятся четыре И-16 , пара С.Кузьмин - Д.Скрынников из полета не вернулась. Четверка возвратилась в Крым. 10 августа эскадрилье была поставлена задача разрушить Черноводский мост. Все попытки разбомбить его бомбардировщиками Ил-4 успеха не имели , мешало мощное зенитное и истребительное прикрытие объекта. После подготовки , глубокой ночью четы ре И-16 под крыльями ТБ-3 покинули свой аэродром. Как обычно отцепились за 30 кило- метров до берега и на рассвете подошли к цели, однако противник был начеку. Шкваль- ный огонь встречает пикировщиков. С высоты около 400 метров восемь бомб поражают мост. Группа на предельно малой высоте успешно уходит от цели в сторону Одессы . Через два дня уже шестерка И-16 наносит удар по мосту и вновь успешно. А вскоре уча стники удара по этой цели получили заслуженые награды : ведущий А.Шубиков - орден Ленина, Б.Литвинчук, Б.Филимонов и С.Каспаров - ордена Красного Знамени. 17 августа шестерка истребителей вновь наносит удар по Констанце, цель-док и корабли в бухте. Группа без потерь возвращается домой. Вскоре по просьбе сухопут ного командования был произведен налет на железнодорожный мост в г.Запорожье. Груп па взлетела в Евпатории, над Мелитополем носители встретил эскорт 24 истребителей И-16 . На подходе к цели наших встречают "мессеры", завязывается упорный воздушный бой , однако ни один вражеский самолет не смог прорваться к бомбардировщикам , они успешно провели отцепку И-16 с бомбами и повернули домой , а шестерка с пикирования нанесла удар по мосту, пролет рухнул в воду. Всего черноморские летчики особой эска дрильи нанесли около 30 ударов по вражеским целям,ни один наш бомбардировщик не был потерян, в составе группы, как правило,находилось 3 носителя ТБ-3 и 6 истребителей. Так в первые месяцы войны на практике была доказана боевая эффективность разработок В.С.Вахмистрова "Звено", которые были испытаны и отработаны задолго до войны. К сожалению в свое время этим работам не было уделено должного внимания и только благодаря личной настойчивости Вахмистрова при поддержке наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова была образована особая эскадрилья ВВС Черноморского флота. Из летчиков истребителей И-16 прошли всю войну и стали Героями СССР Б.Литвинчук и П.Данилин. * * * * * * * * * * * * * *